Истории (итихасы)

Истории, или Итихасы — это дополнительные ведические произведения. Они включают Махабхарату и Пураны. Поскольку ведические ритуалы нелегко понять, а Веданта-сутра является очень сжатым и сугубо философским произведением, Итихасы предлагают ведическую мудрость в форме рассказов и описаний исторических событий. Чхандогья Упанишад говорит о Махабхарате и Пуранах как о пятой Веде.


далее

Веданта-сутра

Веданта-сутра состоит из афоризмов, раскрывающих метод постижения ведического знания. Это самая сжатая форма во всей ведической мудрости. Согласно Вайу и Сканда Пуранам: «Сутра — это афоризм, выражающий существо всякого знания в самой сжатой форме. Он должен быть универсально применим и безукоризнен с лингвистической точки зрения».


далее

Упанишады

Упанишады представляют собой собрание 108 философских сочинений. Слово упа-ни-шат означает «сидеть вблизи» и указывает на ученика, сидящего поблизости от своего гуру и вмнимательно слушающего его, чтобы постичь трансцендентную ведическую мудрость. Таким образом, Упанишады знаменуют начало трансцендентной жизни.


далее

Четыре веды

Слово Веда означает «знать». Оно относится к знанию, имеющему Божественное происхождение. Веды в основном, являются гимнами, исполнявшиеся жрецами во славу богов. Многие века эти гимны не записывались. Риг-веда, «Веда хвалы», состоит из 1017 гимнов, собранных в десяти книгах. Большая часть стихов прославляет Агни, бога огня, и Индру, бога дождя и небес. Пользоваться этими гимнами могут только люди, сведущие в духовных вопросах. Яджур-веда, известнгая как «Веда жертвоприношений», содержит инструкции по проведению жертвоприношений. Сама-веда, «Веда песнопений», состоит из 1549 стихов, многие из которых встречаются в другом контексте в Риг-веде. Сама-веда особенно прославляет небесный напиток сому. Атхарва-веда содержит различные песни и обряды, по большей части предназначенные для излечения болезней. Хотя ведические ритуалы необычайно сложны, многие ученые смотрят на них, как на грубые заклинания невежественных дикарей. Оспаривая это мнение, Айнсли Эмбри пишет: «Слово Веда означает «гимны». Поэтому они не являются духовным откровением сердца примитивного дикаря на заре человеческой истории, как иногда считают; это достижение высокоразвитой религиозной системы».


далее

История вед

Точной, эмпирически установленной даты начала устной традиции ведической литературы не существует. Морис Винтерниц заключает: «Время создания ведической литературы простирается от неизвестного прошлого (обозначим его как х) до 500 г. до н.э.» Однако большинство исследователей согласно, что все эти учения действительно очень древние, и что записаны они лишь спустя века после их создания. Радхакришнан пишет: «Сами великие индийские мыслители не предпринимали попыток исторической обработки индийской философии». Так было потому, что ведические ачарьи не видели необходимости в дальнейших исследованиях, так как Писания содержали достаточно сведений о собственном происхождении, а именно:


далее

Ведическая сиддханта

Слово сиддханта означает «заключение», «итог». Мы вправе спросить, действительно ли ведическая литература имеет сиддханту? Есть ли такая тема, которая соединила бы все великое множество книг воедино? Если конечная цель всей этой литературы одна, то почему шастры, как будто, представляют множество различнхы систем философии? Почему тогда они выделяют столько форм поклонения и медитации? Действительно ли сами шастры содержат достоверную историю ведической литературы?


далее

Происхождение вед


Брихад-араньяка Упанишад
(2.4.10) сообщает нам: Риг-веда, Сама-веда, Яджур-веда, Атхарва-веда, Итихасы (исторические повествования такие как Махабхарата) и Пураны — все это дыхание Абсолютной Истины. Они изошли из Верховного Брахмана безо всяких усилий с Его стороны, с той же легкостью, с какой дышит человек». Согласно ведической традиции, Веды абсолютны и самоавторитетны. Чтобы понять их, нет нужды прибегать к другим источникам — все необходимое содержится в них самих. Этот принцип исходит из уст Самого Шри Кришны в Бхагавад-гите (3.15): «Веды исходят непосредственно от непогрешимой Верховной Личности Бога». Комментатор Шридхара Свами (Бхавартха-дипика 6.1.20) отмечает, что Веды являются высшим авторитетом, так как они проихошли от Самого Нараяны. Джива Госвами говорит, что ведическое Писание Мадхьяндина-шрути приписывает происхождение всех Вед (Риг, Яджур, Сама и Атхарва, а также Итихас и Пуран) дыханию Верховного существа. Наконец, Атхарва-веда утверждает, что Кришна, который на заре творения обучил Брахму, распространял ведическое знание в былые времена.


далее

Цель ведической литературы

Основное назначение ведической литературы — поведать науку духовного самопознания (самореализации), тем самым приведя человека к освобождению от страданий (мокше). Как правило, ученые согласны в том, что цель индийской мысли — это достижение истины, «знание которой ведет к свободе». «Каждое индийское учение — это поиск истины, не академического ‘знания ради знания’, а истины, которая сделает свободными всех людей».  «Дествительно, индийская мысль стремится не к информации, а к трансформации». Бхагавад-гита описывает знание как «…признание важности самореализации и философский поиск Абсолютной Истины». Но пока люди думают, что их путь — это путь материального счастья, они не будут искать способов преобразования себя. Поэтому сначало необходимо прийти к пониманию еще одной истины: «…осознанию того, что рождение, старость, смерть и болезни есть зло». (Бхагавад-гита 13.9) Ведическая литература бескомпромиссно отстаивает представления о том, что несмотря на все видимые удовольствия, материальная жизнь означает страдание. Ведическое знание предназначено для того, чтобы избавить искреннего ученика от этого страдания.


далее

Мадхва, один из основных учителей ведической философии, комментируя Веданта-сутру (2.16), цитирует Бхавишья Пурану:

«Риг-веда, Яджур-веда, Сама-веда, Атхарва-веда, Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту), Панчаратра и первоначальная версия Рамаяны — все это считается ведической литературой… Доплонение вайшнавов — Пураны — также относится к ведической литературе». Мы можем дополнить этот список такими непосредственно примыкающими к нему произведениями, как Самхиты и комментарии великих учителей, которые веками определяли ход развития ведической мысли.


далее