Рассказы о паломничестве по Святым Местам, 2010

Нава Тирупати

Об этом месте упоминается в «Чайтанья-чаритамрите». Господь Чайтанья Махапрабху был здесь. Нава-Тирупати — это небольшая область в округе Тирунелвелли, в пределах которой расположены девять древних храмов Господа Вишну, с давних времен являющихся местами паломничества вайшнавов.

Особую известность Нава-Тирупати приобрело как место явления двух великих святых — Намальвара и его ученика Мадхуракави. Также это место называют «Наваграха-кшетрой», ибо считается, что каждый из девяти храмов Нава-Тирупати связан с одной из девяти планет, и каждый, у кого какая-то из планет в гороскопе находится в неблагоприятной позиции, может избавиться от ее негативного влияния, посетив соответствующий храм и совершив поклонение Божеству. Поэтому сюда съезжаются не только вайшнавы, но и обычные индусы, которые верят в судьбу, астрологию и существование высшей силы. С самого утра они совершают парикраму по девяти храмам, а вечером возвращаются по домам.

Вот называния мест, где расположены эти девять храмов, имена присутствующих там Божеств, а также планеты, с которыми эти дхамы соотносятся:

  1. Шри Вайкунтха (Вайкунтха-натха) — Шукра (Венера)
  2. Варагунамангай (Виджаясана) — Сурья (Солнце)
  3. Тируппулиянгуди (Бхуми Пала или Кайшина Вендхан) — Чандра (Луна)
  4. Перунгулам (Венкатавана) — Мангала (Марс)
  5. Тхолай Вилли Мангалам (Аравиндалочана) — Раху
  6. Тхолай Вилли Мангалам (Девапиран) — Кету
  7. Тен Тирупперай (Макара Недум Кулай Кадар) — Шани (Сатурн)
  8. Тирукколур (Никшепавитха) — Гуру (Юпитер)
  9. Альвар Тирунагари (Адинатха Перумал) — Буддха (Меркурий)

У каждого из этих храмов своя история. Везде Господь удивителен и неповторим. Везде преданные верой и правдой служат Ему и всегда рады гостям и паломникам.

Но, прежде чем обратиться к историям отдельных Божеств и храмов, скажем несколько слов о святом Намальваре, благодаря которому прославилось это место.

«Дорогой царь, жители Сатья-юги и других эпох страстно желают родиться в век Кали, так как в это время будет много преданных Верховного Господа Нараяны. Эти преданные будут являться в разных местах, но особенно много их будет в Южной Индии. О царь, в век Кали те люди, которые пьют воды святых рек Дравида-деши: Тамрапарни, Критамалы, Паясвини, а особенно святой Кавери и Пратичи Маханади, почти все будут искренними преданными Верховного Господа Васудевы» («Шримад-Бхагаватам», 11.5.38-40).

Намальвар, согласно преданию, родился всего через сорок три дня после того, как этот мир покинул Шри Кришна. «Бхавишья Пурана» содержит предсказание о том, что в самом начале Кали-юги, когда Луна будет проходить по созвездию Вишакха, на Землю низойдет Вишваксена — главнокомандующий Господа Вишну на Вайкунтхе. Его миссией будет вновь возродить в этом мире утраченную под влиянием века Кали Вишну-бхакти. Упоминается об этом и в «Брахманда Пуране». Предки Намальвара были князьями и правили землями, которые ныне занимает Нава-Тирупати. Отец Намальвара, Карияр, женился на Удая-нангаяр, великой преданной Господа Вишну, которая также была из этих мест. После свадьбы молодожены отправились в святой город Тирукурунгуди, чтобы помолиться тамошнему Божеству Господа Вишну о хорошем потомстве.

Господь пообещал исполнить их просьбу. Он попросил Своего главнокомандующего Вишваксену стать сыном святой четы, и попутно приказал Ананта Шеше воплотиться как тамариндовое дерево возле храма Адинатхи городе Куругур, а Гаруде — как мальчику в семье брахмана в Тируколуре. Куругур — это, собственно и есть то место, которое сейчас называют Альвар Тирунагари, а Тируколур находится всего в двух километрах от него.

Шли месяцы. Счастливая Удая-нангаяр, наконец, разрешилась от бремени. Однако новорожденный не подавал почти никаких признаков жизни, и родители пришли в немалое беспокойство. Он не кричал и не брал в рот материнскую грудь. Глаза его были крепко закрыты, и лишь по дыханию можно было догадаться, что ребенок жив. Прошло десять дней. Родители, не зная, что и думать, искупали ребенка, положили его в золотую колыбель, инкрустированную драгоценными камнями, и отнесли его в храм Адинатхи, подозревая за всем этим какой-то план Господа. Но, стоило им поставить колыбель перед алтарем, как младенец тут же выполз наружу и устроился под росшим тут же тамариндовым деревом. На глазах у изумленных родителей, он скрестил ноги в позе лотоса, а руки сложил в жесте «гьяна-мудра» — так обычно сидят медитирующие йоги. В таком положении Намальвар оставался шестнадцать лет. Он так и не открыл глаз и не издал ни звука. Родители, преисполнившись благоговения, сочли это промыслом Господа и удалились домой.

Незадолго до этого в семье брахмана в Тируколуре появился на свет другой необычный ребенок. Повзрослев, он стал видным ученым и освоил многочисленные и обширные разделы ведической науки: Веды, Агамы, Пураны, Мимамсу, логику и Дхарму и получил имя Мадхура-кави. Закончив обучение, он отправился в продолжительное паломничество по северной Индии, где посетил Айодхью, Двараку, Каши и Матхуру. Однажды (это было в Айодхье), закончив свои вечерние молитвы, юный подвижник увидел, что по южной стороне неба разливается чудесное сияние, подобное сиянию тысяч солнц, взошедших на небосклоне одновременно. Недоумевая, что бы это могло быть — лесной пожар или огни большого города — Мадхуракави отправился спать. Однако на следующий вечер явление повторилось. Паломник решил прекратить свои странствия и направился на юг — туда, где разливалось это неземное сияние. Днем он отдыхал, а ночью шел, строго придерживаясь указанного направления. Дойдя до Шри Рангама, он увидел, что свет — еще дальше, на самом юге. Так он продолжал свой путь, пока не дошел до родных мест — Нава-Тирупати. Тут сияние загадочным образом исчезло. Вознамерившись разгадать эту загадку, путешественник обратился к местным жителям и спросил — нет ли здесь в округе чего-то интересного и необычного, на что получил ответ о мальчике, сидящем под тамариндовым деревом. Еще больше заинтересовавшись, он пошел туда и увидел эту поразительную картину — неподвижно застывшего святого, не подававшего никаких признаков жизни. Мадхуракави решил проверить — жив ли он, и бросил перед собой небольшой камешек. Сидевший слегка вздрогнул. Он открыл глаза, посмотрел на пришельца и улыбнулся. Мадхуракави стало интересно, может ли тот говорить. Он подумал немного и задал святому такой вопрос:

— Если во чреве того, что мертво, родится невидимое, где оно будет жить и что будет есть?

Святой ответил:

— Оно будет есть это и жить там.

Мадхуракави был доволен, ибо лучшего ответа на свой вопрос он не мог и ожидать. Под «невидимым» он подразумевал душу, под «мертвым» — тело, а сам вопрос его касался причины и следствия материального рабства. Он понял, что перед ним — великий святой, и попросил принять его в ученики. И с тех пор Намальвар, который всю свою жизнь провел под тамариндовым деревом и до самого ухода так и не был нигде, кроме родного Куругура, стал главным объектом его поклонения. Мадхура-кави — единственный из двенадцати поэтов-альваров, который не воспевал никакие другие Божества, кроме своего духовного учителя.

Хотя Намальвар так и не покинул места своей медитации, Божества со всех земель являли ему Свой даршан, поэтому в песнях своих он прославил и Ранганатху, и Кала-мегха Перумала из Тирумогхура, и Алагара из Мадураи, и, конечно, Господа Венкатешвару.

Любовь Намальвара к Господу изливалась из самой глубины его сердца и проявилась в виде четырех удивительных произведений: «Тирувирутам», «Тирувашириям», «Перия Тирувандади» и «Тируваймоли». Их считают сутью Риг-, Яджур-, Атхарва- и Сама-вед. В «Тируваймоли» он ясно выражает возвышенную доктрину веры, религии и милости, как тому учат священные Веды.

Намальвар никогда не знал сладости земной жизни. С рождения он наслаждался только общением с Господом Кришной, это было его единственной пищей, питьем и благом. Наставлениями и собственным примером он раскрыл людям природу любви к Богу.

Когда Намальвар покинул этот мир, его первый ученик Мадхуракави возвел несколько храмов и установил Божества в память о своем духовном учителе.

Как уже говорилось выше, Намальвара считают земным воплощением Вишваксены — главнокомандующего Вайкунтхи. Однако есть и другая история, которая доказывает, что он, кроме того, был частичным воплощением Господа Рамы.

Итак, одолев Равану в битве и поставив на царство над Шри Ланкой его брата Вибхишану, Господь Рама вернулся в Айодхью, где и Сам взошел на престол. Однажды, когда до Него донеслись слухи о недоброй молве, разносящейся в народе и вызванной тем, что Сита-деви провела долгое время в доме другого мужчины, Рама отправил Свою супругу в ашрам Вальмики Муни. Какое-то время спустя к Нему в гости пришел Ямараджа — бог смерти, чтобы получить даршан Господа и обсудить с Ним какие-то вопросы. Обрадовавшись дорогому гостю, Рама попросил Своего младшего брата Лакшмана встать у дверей и охранять вход от новых нежданных посетителей, которые могли помешать беседе двух друзей. Лакшман послушался и занял Свой пост. Однако новым гостем, который также вдруг захотел пообщаться с Господом Рамой, оказался Дурваса Муни — йог, известный своими мистическими силами и особенно — своей гневливостью. Опасаясь вызвать неудовольствие мудреца, Лакшмана, скрепя сердце, согласился пустить его во дворец, а сам, в ужасе от нарушенного приказа Господа Рамы, бежал из города прочь, не зная, где и укрыться. Он ушел на берега священной реки Сараю и поселился там, в лесной чаще.

Господь Рама, учтиво приняв Дурвасу, решил поговорить с Лакшманом, удивленный таким его поступком. Однако брат пропал бесследно. Через какое-то время, возведя на трон Своих детей Лаву и Кушу, Господь Рама также решил удалиться в лес, чтобы провести Свои последние дни на Земле так, как и подобает царям, — в суровой аскезе и подвижничестве. В лесу Он, наконец, встретил Лакшману. Тот, хоть и рад был увидеть брата, от страха не смел и пошевелиться, застыв, как дерево. Рама упрекнул его за нарушение дхармы и сказал, что в будущем за это ему суждено родиться деревом. Лакшмана взмолился о прощении. Господь Рама сказал, что не может забрать Свои слова обратно, однако пообещал, что в той жизни не оставит Лакшману. Он корил Себя в изгнании Ситы и как бы в наказание пообещал в следующей жизни стать аскетом-брахмачари. Он дал брату кольцо и велел отправляться на юг, на берега святой реки Тамрапарни. «Там, — сказал Он, — где кольцо это соскользнет с Твоего пальца, ты должен будешь родиться как дерево. Я же стану святым Намальваром и мы с Тобой всю жизнь будем неразлучны».

Так и случилось. Кашьяпа Муни родился как праведный Карияр, а Адити, его жена, стала Удая-нангаяр, матерью Намальвара. А верная Сита-деви, не имея возможности сопровождать своего супруга, стала гирляндой из цветов вакула на Его шее.

Виджитатма прабху
матаджи Веда Прия


Оставить комментарий