Интервью Е.С. Бхакти Вигьяны Махараджа

Виджитатма прабху и Веда-прия матаджи взяли интервью у Госвами Махараджа. Несмотря на усталость после напряженного заседания Джи-Би-Си, он милостиво согласился ответить на вопросы.

— Каковы Ваши ощущения, когда вы приезжаете в Маяпур?

— Приезжаю сюда, как домой. Шрила Прабхупада говорил, что Маяпур — место его бхаджана. Но я себя здесь ощущаю как дома. Здесь очень спокойно. Здесь я чувствую себя под защитой Радхи-Мадхавы, Господа Чайтаньи, Нрисимхадева. Естественно, я приезжаю сюда в основном, чтобы встретиться с какими-то людьми, которые мне дороги, близки. Бхакти Видья Пурна Свами — один из таких людей. Я с огромной радостью еду сюда, чтобы посмотреть, что он делает, как он это делает.

Первая группа русских преданных, преданных из Советского Союза, приехала в Маяпур ровно двадцать лет назад. Так что этот год — юбилейный. Я приехал на несколько дней раньше из Швеции. Мы приехали в Калькутту и узнали, что преданные из Советского Союза не могут выехать. Нам пришлось провести в Калькутте дней десять или больше. Киртирадж Прабху, с которым я приехал, ученик Шрилы Прабхупады, был очень раздосадован этим обстоятельством, что нужно сидеть в Калькутте, ждать. Они в любой момент могли вылететь, и не было смысла ездить туда-сюда. А я был самый счастливый человек на свете. После года, проведенного в Швеции (смеется), я чувствовал себя заново родившимся. И готов был в этой Калькутте весь остаток своей жизни провести. Так что у меня с тех времен остались самые добрые воспоминания.

— Второй вопрос, который наверняка интересует многих преданных: что в этом году обсуждалось на Джи-Би-Си? Были какие-то сенсации?

— Эти совещания были особенными, потому что было много сложных вопросов. Самое лучшее, что было — это несколько дней стратегического планирования. Каждый раз, когда мы собираемся (теперь два раза в году), значительную часть времени мы посвящаем стратегическому планированию, будущему нашего общества. В этом году, на мой взгляд, была сделана очень плодотворная работа. В течение двух лет уже идет этот процесс — последовательно, постепенно. И я думаю, что очень скоро преданные начнут видеть реальные результаты этого. Пока, может быть, большая часть людей не ощущает этого, но я вижу, как семена, которые были посажены два года назад, сейчас прорастают, и все лучше и лучше видны плоды.

В этом году предварительно был одобрен план значительного и качественного расширения центрального офиса, который все свое время будет посвящать исключительно интересам развития нашего движения во всем мире. Планируется офис примерно из тридцати-тридцати пяти человек, которые будут заниматься конкретно развитием ИСККОН. Сейчас ИСККОН — что греха таить — достаточно разобщен. Есть только номинальное единство: единство ценностей, единство философии, единство нашей преданности Шриле Прабхупаде. Но в той или иной степени разобщены храмы, разные географические зоны. Внутреннего единения тоже особенно нет, и я надеюсь, что создание здравой организационной структуры поможет в этом отношении. Это одно из существенных решений. Оно пока не реализуется, и будет реализовано, если все будет хорошо, в октябре этого года, но, по крайней мере, Джи-Би-Си единодушно одобрило этот план, несмотря на то, что он потребует существенного увеличения расходов на организацию.

Второе знаковое событие этого года, безусловно, — приезд Джаяпатаки Махараджа. Он приехал, два раза приходил на заседание Джи-Би-Си и даже участвовал в голосовании. Удивил нас всех своим энтузиазмом, сел на свое место, где обычно сидел, где сидел больше тридцати лет.

— Мы слышали, что перед приездом в Маяпур вы совершили поездку по Южной Индии. Были в Удупи, в Гуруваюре. Было ли там что-то интересное?

— Каждый день — приключения. Удупи — это центр движения ачарьи Мадхвы, Ананда Тиртхи, одного из основателей нашей сампрадаи. Приезжая туда, я стараюсь знакомиться с людьми, которые по-прежнему являются носителями этой культуры. Это одно из немногих мест, где с большой очевидностью вайшнавы преобладают над всеми остальными. В других местах больше маявади, шиваитов, а где-то — христиан. А это — место, где все — вайшнавы, и это очень приятно — находиться среди людей, которые разделяют те же ценности, идеалы.

Из Удупи я съездил в два интересных места. Одно — это Колур, где находится храм Мукамбики, очень древний. Этот храм посещал еще Шанкарачарья, и там, на горе, которую принес Хануман, есть его пещера. Эта гора — Сандживани, где росли целебные травы. Они по-прежнему там растут — четыре вида сандживани, которыми Хануман лечил Раму и Лакшмана. Эта гора стоит там, около Колура, и река, которая с нее стекает, — Супарни-нади — пропитывается всеми этими целебными соками, и ее воды имеют целебную силу. Там есть пещера, где Шанкарачарья провел много-много дней в суровой аскезе и медитации, и в которой, по преданию, он обрел все мистические совершенства. Мы добрались до этой пещеры, а чтоб до нее добраться, уже нужно мистическими силами обладать. Посидели в ней несколько минут.

Второе место, в которое мы поехали, — это Соде. Это особое место для всех последователей Мадхвачарьи. Там находится центр, основанный Вадираджей Тиртхой. В Мадхва-сампрадае, помимо самого Мадхвы, есть еще три самых выдающихся вайшнава. Это Джая Тиртха — тикачарья, написавший комментарии на труды Мадхвы. Второй — Рагхавендра Тиртха. В Мантралае находится его самадхи, в которое он добровольно вошел, еще будучи живым. И Вадираджа Тиртха. Соде — это место Вадираджи Тиртхи, и там же находится его самадхи. В Мадхва-сампрадае самадхи называются вриндаванами, и это два вриндавана, два самадхи, в которые люди вошли живыми. Вадирадже было 120 лет, когда он решил войти в самадхи. Он вошел туда, его закрыли. Потом все видели, как его духовное тело поднялось наверх. Но одновременно с этим он обещал, что он всегда будет оставаться в этом самадхи.

В свое время (он был современником Господа Чайтаньи), он сильно защитил Мадхва-сампрадаю от внешних влияний. Об этом паломничестве в Соде я напишу, наверное, отдельное эссе, оно того стоит. Там есть множество удивительных, мистических мест и историй, связанных с Вадираджей Тиртхой и всем этим городом.

Что касается Кералы, я был в Триччуре — это городок недалеко от Гуруваюра. Мне повезло — я несколько раз заходил в храм в Гуруваюре.

— Чему преданным вообще стоит учиться в Южной Индии? Сейчас столько русских туда ездит.

— Обычно люди туда ездят просто на экскурсию. Честно говоря, я не думаю, что в этом есть особый смысл. Южная Индия — хорошее место, но наши места все равно здесь и во Вриндаване. Бхаву и здесь можно получить. В Южной Индии все-таки немножко другое настроение и другая бхава. Но чем хороша Южная Индия — тем, что там культура осталась в большей неприкосновенности, чем на севере и даже здесь, в Бенгалии. Там много людей, которые очень хорошо знают традиции и донесли их до нас. То есть, если там чему-то учиться, то каким-то элементам культуры. Но тоже избирательно. Господь Чайтанья принес нам то, что нам нужно больше всего, — любовь к Богу. Все остальное может помочь в обретении этой любви, а может и помешать, стать препятствием. Поэтому надо с некоторой осторожностью относиться к этому. Безусловно, в Керале есть аюрведа, но даже аюрведу там очень сложно найти. По большей части все это — коммерческие варианты.

— Там много интересного в поклонении Божествам. В Маяпуре тоже многое оттуда перенимают.

— Да. Да. Поклонение Божествам там интересное.

— И тот же вопрос про Маяпур. Маяпур — это все-таки центр ИСККОН. Чему мы можем научиться здесь — в плане организации?

— На мой взгляд, самые удивительные вещи здесь все-таки делают Бхакти Видья Пурна Махарадж и Джананиваса Прабху с Панкаджангхри Прабху, которые ухаживают за Радха-Мадхавой. Поклонение Божествам здесь — на самом высоком уровне, который есть в ИСККОН, и они это делают безукоризненным образом. Божества очень довольны.

Что касается Бхакти Видья Пурны Свами, про него можно сказать много хорошего. Он много работает, у него глубокое понимание того, как эту культуру можно воплотить в жизнь. Кто-то считает то, что он делает, экзотикой и, может, небезосновательно, — но я вижу, какие чудеса он делает с людьми, и для меня это самое лучшее доказательство того, что это работает. Молодые люди приходят сюда и понимают, что это — то, к чему они готовы, что хотят применить в своей жизни.

Нам стоит посмотреть, как у них все устроено, в какой чистоте они все поддерживают, поскольку они очень большое значение придают этому. Как правило, мы делаем одну фундаментальную ошибку. Мы пытаемся помнить о Кришне с помощью прямых методов, таких как повторение святого имени, прасад или общение с преданными. Но мы должны также все время знать, что нам нельзя забывать о Кришне. Помнить о Кришне — значит непосредственно заниматься преданным служением, связанным с Кришной. А не забывать о Кришне — значит таким образом взаимодействовать с материальной энергией, который Кришне приятен. Это его (Бхакти Видья Пурны Свами) фундаментальное философское положение, которое он воплощает там (в гурукуле).

Что такое культура? Одно из определений культуры: культура — это то, как мы относимся к миру, окружающему нас, к материальной энергии, к людям, которые нас окружают. Ведические писания определяют, как это должно происходить, чтобы это тоже помогало нам помнить о Кришне, как сделать это так, чтобы Кришна был доволен. То, что Бхакти Видья Пурна Свами сделал там: микроклимат, некую маленькую среду, — построено по принципу, который приятен Кришне: на основании васту-шастры и других вещей. И это сразу же ощущается. Там идеальная чистота, например. И он учит людей именно этому — правильному отношению к материальной энергии, которое подразумевает в том числе и чистоту. В этой среде, насыщенной какой-то особой тонкой энергией, действительно как-то не забываешь о Кришне. Его присутствие ощущается гораздо более очевидно. Если вы приходите в какую-то комнату, где грязно, где беспорядок, где под предлогом нашей трансцендентности царит тамо-гуна, то там по-настоящему помнить о Кришне или не забыть о Нем очень сложно, потому что эта внешняя обстановка или атмосфера влияет на наше сознание. Он сделал там среду, где люди могут действительно помнить о Кришне и не забывать о Нем. Вот этому стоит поучиться у него — его отношению к материальной энергии.


Оставить комментарий