Новые ритвики, старые заблуждения

За сорок с небольшим лет своего существования ИСККОН довелось пережить многое. Шрила Прабхупада говорил, что это общество невозможно разрушить влиянием извне, поскольку Сам Господь защищает его. Увы, чаще всего опасности ему грозят изнутри. Это не новость – в конце концов, многие из нас еще далеко не освобожденные души, и часто мы приносим с собой в духовное сообщество свои заблуждения. Это не так страшно, если мы достаточно искренни и смиренны и готовы ради духовной жизни пожертвовать своими драгоценными заблуждениями и ошибками. Но если нет, если мы начинаем упорствовать в заблуждениях, то появляются «ереси», отклонения…

За историю ИСККОН их уже было немало. Упоминать их все здесь вряд ли стоит, сейчас нас интересует одно конкретное отклонение, а именно, учение ритвиков.

Кто же они такие и почему о них так много говорят? Почему преданным ИСККОН не рекомендуется общаться с ними и читать их книги? Об этом мы и постараемся рассказать.

Суть учения ритвиков

Движение ритвиков возникло в середине 1980-х годов в Америке после того, как ИСККОН пережил очень трудный период, наступивший с уходом Шрилы Прабхупады в 1977 году. Несколько духовных учителей, назначенных Шрилой Прабхупадой, оставили свои посты, нарушили строгие обеты духовной жизни. На волне разочарования новыми гуру и возникла философия ритвиков. На первый взгляд, новое учение выглядело довольно безобидно. Главная идея, на которой основана вся их философия, состоит в том, что Шрила Прабхупада даже после своего ухода продолжает давать посвящения новым преданным через своих представителей – собственно, «ритвиков» (само слово «ритвик» означает «священник, проводящий ритуал»), и является, таким образом, дикша-гуру всех преданных ИСККОН. Те же, кого привыкли считать духовными учителями (т.е. учеников Прабхупады) новое учение призывало считать не более, чем простыми священниками.

Завещание Прабхупады

Да, но откуда же тогда взялось это странное представление спустя много лет после ухода Прабхупады? Из письма. За несколько месяцев до своего ухода, когда Шрила Прабхупада не мог уже свободно путешествовать и давать посвящения всем достойным кандидатам на разных континентах, он назначил одиннадцать своих учеников своими полномочными представителями, которые должны были давать посвящение от его имени. В письме говорится следующее: «Ранее президенты храмов писали Шриле Прабхупаде, рекомендуя ему того или иного преданного на инициацию. Но поскольку Шрила Прабхупада назначил своих представителей, с этого времени президенты храмов могут отсылать рекомендации на первую и вторую инициации тому из этих одиннадцати представителей, кто находится ближе к их храму. Изучив рекомендацию, эти представители могут принять преданного в качестве инициированного ученика Шрилы Прабхупады… Вновь инициированные являются учениками Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады». Ритвики говорят, что слова «с этого времени» («henceforward») следует понимать буквально, то есть «отныне и вовеки веков», и ВСЕ преданные, получившие посвящение в ИСККОН, отныне должны считаться учениками Шрилы Прабхупады. Ритвики говорят, что слова ачарьи – высшая абсолютная истина, поэтому нужно принимать их такими, «какие они есть», буквально, не давая им никаких толкований.

Чем можно возразить на это? Во-первых, письмо было написано не Шрилой Прабхупадой, а его секретарем Тамалом Кришной Госвами. А он, по собственному признанию, употребив слова «с этого времени», имел в виду нечто совершенно определенное: «с этого времени и до тех пор, пока ситуация не изменится». Во-вторых, в письме совершенно четко указаны временные границы, до которых должен действовать приказ Шрила Прабхупады о назначении «представителей»: до тех пор, пока Шрила Прабхупада остается на планете, и ему можно будет писать письма. Вот эти слова: «Имя нового инициированного ученика должно быть послано представителем, который принял (одобрил) его или ее, Шриле Прабхупаде». Таким образом, исходный аргумент ритвиков совершенно несостоятелен. Ну и в-третьих, конечно же, то понимание, которое ритвики пытаются навязать преданным ИСККОН, противоречит многочисленным наставлениям самого Шрилы Прабхупады, в которых он просил своих учеников стать духовными учителями после того, как он уйдет. Он никогда не говорил, что хочет остаться единственным дикша-гуру для всего Общества сознания Кришны. И если уж принимать слова ачарьи буквально, то почему бы не прислушаться и к следующим его наставлениям:

«Я хочу, чтобы в мое отсутствие все мои ученики становились истинными духовными учителями ради распространения сознания Кришны по всему миру» (письмо Мадхусудане, 2 ноября 1967 года) (курсив мой – В.д.).

«Вы должны будете стать духовными учителями. Все вы, мои ученики, каждый из вас должен стать духовным учителем» (из лекции в Лондоне, 22 августа 1973 года).

«Учитесь, и тогда вы – истинный гуру и можете принимать учеников по тому же самому принципу. Но, согласно этикету, есть такой обычай, что пока жив ваш духовный учитель, вы приводите кандидатов в ученики к нему, а если он отсутствует или покинул планету, вы можете принимать учеников безо всяких ограничений… Я хочу видеть, как мои ученики становятся духовными учителями и распространяют сознание Кришны по всему миру, что сделает меня и Кришну очень счастливыми» (из лекции в Нью-Дели, 2 декабря 1975 года) (курсив мой – В.д.).

«Каждый ученик должен стать ачарьей. Ачарья – это тот, кто знает писания, живет по ним и учит тому же своих учеников… Продолжай усиленно работать над самосовершенствованием, ты станешь настоящим гуру и тогда сам сможешь принимать учеников, следуя тому же принципу. Все же, по вайшнавскому этикету, право инициировать ученик получает только после ухода своего учителя. А до тех пор он должен приводить кандидатов в ученики к его лотосным стопам. Таков закон ученической преемственности» (из письма к Тушта Кришне Свами, 2 декабря 1976 г.) (курсив мой – В.д.).

Оскорбление памяти Шрилы Прабхупады

Ритвики утверждают, что после ухода Шрилы Прабхупады в ИСККОН не осталось больше преданных, достойных того, чтобы быть духовными учителями. Поэтому, считают они, система ритвиков оправдана. На самом деле, такое предположение является оскорбительным по отношению к нашему ачарье, поскольку подразумевается, что Шрила Прабхупада якобы так и не смог воспитать ни одного достойного ученика.

Ритвики говорят, что для достижения высшей цели жизни не нужен «живой» духовный учитель, что человеку достаточно изучать книги, написанные Шрилой Прабхупадой и самому разобраться в них. Но тем самым они еще раз отступают от того, что говорил нам ачарья:

«Матаджи: Как общаться с духовным учителем? Можно ли общаться с духовным учителем через книги?

Прабхупада: Нет, вы должны общаться с ним лично.

Шйамасундара: «А через книги?» — она спрашивает.

Прабхупада: И через книги, и лично. Потому что когда вы принимаете духовного учителя, вы должны поддерживать с ним личное общение. Вы же не принимаете духовного учителя из воздуха. Нет, это конкретный человек. Как только вы приняли учителя, нужно лично общаться с ним и задавать ему всевозможные вопросы о сознании Кришны» (из лекции 23 сентября 1969 года).

Опасности, которые таит в себе учение ритвиков

Конечно, философские отклонения опасны сами по себе, поскольку могут сбить с толку множество искренних душ, направляя их духовную жизнь в неверное русло. Проблема в том, что ритвики не ограничиваются разработкой собственной философии, которая, как мы убедились, в самих своих предпосылках расходится с учением Шрилы Прабхупады. Они стараются активно проповедовать свое учение в рядах преданных ИСККОН. При этом они называют себя «движением за возрождение ИСККОН» и представляются «истинными последователями Прабхупады». Они распространяют журналы «Назад к Прабхупаде» и книгу «Последний приказ», в которых содержится ядовитая критика гуру ИСККОН, основанная на недостоверных, а то и откровенно придуманных фактах. К сожалению, авторы этих изданий забывают о том, насколько часто и горячо Шрила Прабхупада предостерегал своих последователей от вайшнава-апарадх. Какое духовное благо могут дать нам те, для кого критика вайшнавов стала регулярной практикой? Вайшнава-апарадха способна на корню истребить росток бхакти в сердце верующего – даже если мы просто слышим ее от других. Так стоит ли рисковать духовной жизнью и читать книги и журналы, которые распространяют ритвики?

И напоследок (от Джаядвайты Свами)

«Не подкрепленная ни словами из шастр, ни хотя бы единственным примером из жизни предшествующих ачарьев, ни ясными и четкими наставлениями самого Шрилы Прабхупады, новоиспеченная теория, тем не менее, пытается занять место традиционной и авторитетной системы, которой учил нас Шрила Прабхупада все то время, пока он был с нами. Теперь же нас пытаются убедить в чем-то совершенно противоположном, в новоявленной догме, родившейся в мутной воде разногласий и споров спустя более пяти лет со дня ухода Его Божественной Милости.

Как говорил сам Шрила Прабхупада: «И я должен в это поверить?»

«В чем заблуждаются ритвики?»


Оставить комментарий