Слава Кришна-прасада

Как мы знаем, прасад — это остатки пищи, предложенной к Господу, что в буквальном переводе означает «милость Господа.» Кришна-прасад неотличен от Самого Кришны, и мы оказываем почтение Кришне в форме прасада, раздавая его и вкушая его.

Прасад непосредственно с подноса, предложенного Кришне, называется маха-прасадом или «сверхмилостью». Хотя нет никакой разницы между прасадом и махапрасадом, маха-прасад особенно дорог преданным, так как напоминает им об особенной связи с Господом. Это дело трансцендентных сентиментов. Подобным образом, остатки прасада, который вкусил духовный учитель или чистый преданный, называют маха-маха-прасадом или «сверх-сверх-милостью». Маха-маха-прасад обладает особым могуществом, которое просто даже невозможно описать. Вот история из Чайтанья-чаритамриты (Антья 16), описывающая могущество маха-маха-прасада:

«… Вместе со всеми Бенгальскими преданными (в Джаганнатха-пури, где Господь Чайтанья провел последние восемнадцать лет своих проявленных игр) пришел один человек по имени Калидаса. Он никогда не произносил ничего, кроме святого имени Кришны. Калидаса был очень продвинутым преданным, однако вместе с тем очень простым и добрым. Занимаясь повседневными делами, он постоянно повторял имя Кришны. Он повторял Харе Кришна имена, даже когда в шутку бросал кости (в шутку!!! Шрила Прабхупада в комментарии предостерегает, чтобы не иммитировали).

На протяжении всей жизни, и даже в старости он старался вкушать остатки пищи после Вайшнавов. Калидаса вкусил остатки пищи после всех Вайшнавов в Бенгалии. Он приходил ко всем Вайшнавам из брахманических семей, будь они неофитами или продвинутыми преданными, и приносил им в дар первоклассные блюда. Затем он просил остатки пищи после этих Вайшнавов, а если ему отказывали, он прятался неподалеку. После того, как Вайшнавы заканчивали вкушать прасад, они выбрасывали тарелки и листья, после чего Калидаса выходил из укрытия и облизывал их. Он также навещал с подарками дома Вайшнавов, родившихся в семьях шудр, и вкушал остатки их пищи подобным же образом.

В то время жил один преданный по имени Джаду Тхакур, принадлежавший к касте бхунимали. Калидаса отправился к нему, взяв с собой плоды манго. Калидаса вручил ему манго и принес почтительные поклоны. После этого он также принес почтительные поклоны супруге Тхакура. Когда Калидаса пришел к Джаде Тхакуру, он увидел его сидящим рядом с женой, и Джаду Тхакур также принес поклоны Калидасу.

Побеседовав с Калидасом, Джаду Тхакур обратился к нему со следующими приятными словами: «Я принадлежу к низкой касте, а ты мой почтенный гость. Как я могу служить тебе? Если позволишь, я могу послать немного продуктов в дом брахмана, и ты сможешь вкусить там прасада. Этим ты доставишь мне большое удовольствие.»

Калидаса ответил: «Мой дорогой господин, пожалуйста, даруй мне свою милость. Я пришел увидеть тебя, несмотря на то что я очень падший и греховный. Я очистился, просто увидев тебя. Я очень обязан тебе, ибо моя жизнь теперь увенчалась успехом. Мой дорогой господин, у меня есть одно желание. Пожалуйста, возложи свои стопы мне на голову, чтобы ее коснулась пыль с твоих стоп.»

Джаду Тхакур ответил: «Не пристало тебе обращаться ко мне с подобными просьбами. Я принадлежу к семье из очень низкой касты, в то время как ты из богатой и почтенной семьи.»

Тогда Калидаса произнес несколько стихов, чем очень обрадовал Джаду Тхакура. «Даже если человек очень эрудирован и прекрасно знает священные писания, если он не занят чистым преданным служением, он не является Моим преданным. Но если человек, рожденный в семье собакоедов, занят чистым преданным служением, не имея никаких корыстных мотивов кармы или гьяны, он очень дорог Мне. Ему следует оказывать всяческое почтение и принимать все, что он дает, ибо такой преданный является столь же достойным поклонения, что и Я»

«Человек может родиться в брахманической семьи и обладать всеми двенадцатью брахманическими качествами, но если несмотря на все это он не предан лотосным стопам Господа Кришны, чей пупок подобен лотосу, его невозможно даже сравнить с чандалом, который посвятил свой ум, слова, деяния, богаство и жизнь служению Господу. Просто того, чтобы родиться в брахманической семье или обладать всеми брахманическими качестваи, не достаточно. Необходимо стать чистым преданным Господа. Если шва-пача или чандала является преданным, он освобождает не только себя, но и всю свою семью, в то время как брахмана, не являющийся преданным, но просто обладающий брахманическими качествами, не в силах очистить даже самого себя, что уж говорить об его семье.»

«Мой дорогой Господь, тот, на чьих устах всегда звучит Твое святое Имя, более велик, чем инициированный брахмана. Хотя он может быть рожденным в семье собакоедов, и таким образом по мирским меркам считаться низшим из людей, он, тем не менее, достоин прославления. Таково удивительное могущество воспевания святого имени Господа. Следует понимать, что если человек воспевает святое имя Господа, он уже совершил все возможные аскезы. Он изучил все Веды, он совершил все великие жертвоприношения, рекомендованные в Ведах, он уже совершил омовение во всех святых местах паломничества, и именно он в действительности является Арьяном«.

Услышав все эти стихи из Шримад Бхагаватам, Джаду Тхакур ответил: «Да, это все верно, ибо это вердикт шастр. Однако, это верно в случае того, кто на самом деле продвинут в преданности Кришне. Возможно другие находятся на таком уровне, но я не имею такой духовной силы. Я принадлежу к низкой касте, и у меня нет ни крошки преданности Кришне.»

Тогда Калидаса вновь принес поклоны Джаду Тхакуру и попросил разрешения уйти и святой Джаду Тхакур пошел его проводить. Попрощавшись с Калидасом, Джаду Тхакур вернулся домой, оставив во многих местах на земле отпечатки своих следов. Калидаса осыпал все свое тело пылью с этих отпечатков. Затем он спрятался неподалеку от дома Джаду Тхакура.

Вернувшись домой, Джаду Тхакур увидел манго, принесенные Калидасом. Он предложил их в уме Кришна-чандре. Затем жена Джаду Тхакура достала их из банановых листьев и коры, в которую они были завернуты, и предложила Джаду Тхакуру, который начал есть и обсасывать эти плоды. Поев, он оставил косточки на тарелке, после чего, покормив мужа, вкусила его жена. Закончив, она завернула косточки в банановую кору, и выкинула в мусорную яму.

Калидаса облизал эту кору и косточки, в полном ликовании от экстатической любви. Подобным образом он вкусил остатки пищи после всех Вайшнавов Бенгалии.

Когда Калидаса пришел в Джаганнатха Пури, Нилачалу, Шри Чайтанья Махпрабху даровал ему огромную милость. Шри Чайтанья Махпрабху ежедневно посещал храм Господа Джаганнатхи, и в это время Его сопровождал Его личный слуга Говинда, который нес с собой горшок с водой. У северной стороны ворот Симха-двары, за самими воротами, находятся двадцать две ступени, ведущие к храму, и у подножия этих ступеней находится канава с водой. Шри Чайтанья Махапрабху омывал стопы в этой канаве, а затем входил в храм получить даршан Господа Джаганнатхи. Шри Чайтанья строго настрого приказал Говинде следить за тем, чтобы никто не касался воды, омывшей Его стопы. Из-за этого указания, ни одно живое существо не могло получить этой чаранамриты. Однако некоторые из Его близких преданных все-таки ухитрялись сделать это.

Однажды, когда Шри Чайтанья Махапрабху омывал Свои стопы, к этому месту подошел Калидаса и протянул ладони, чтобы набрать этой воды. Калидаса выпил одну пригорошню, затем вторую, затем третью, после чего Шри Чайтанья Махапрабху остановил его: «Больше не делай этого. Я и так исполнил твое желание, насколько это было возможно.»

Шри Чайтанья Махпрабху — самая возвышенная, всеведущая Верховная Личность Бога, и поэтому Он знал, что Калидас в глубине своего седца хранил абсолютную веру в Вайшнавов. Из-за этого его качества Шри Чайтанья Махапрабху удовлетворил его желания, пролив на него милость, недоступную больше никому…

…Принеся поклоны Господу Нрисимхадеве, Шри Чайтанья посетил храм Господа Джаганнатхи. Затем Он вернулся домой, совершил свои дневные обязанности, и затем принял обед. Калидаса стоял за дверьми, ожидая остатков пищи от Шри Чайтаньи Махапрабху. Зная это, Махапрабху подал знак Говинде. Говинда понимал все знаки Шри Чайтаньи Махапрабху. Поэтому он немедленно отнес остатки пищи Шри Чайтаньи Махапрабху Калидасу.

Принятие остатков пищи после Вайшнавов настолько неоценимо, что это побудило Шри Чайтанью Махапрабху пролить Свою непревзойденную милость. Поэтому, оставив всяческую неприязнь и колебания, старайтесь вкушать остатки пищи Вайшнавов, ибо так вы сможете достичь желанной цели жизни. Остатки пищи, предложенной Господу, называются маха-прасадом. После того, как маха-прасад вкушает преданный, они возвышаются до уровня маха-маха-прасада.

Пыль с лотосных стоп преданного, вода после омовения стоп преданного, и остатки пищи после преданного — это три чрезвычайно могущественных вещи. Служа этим трем вещам, человек обретает наивысшую цель — экстатическую любовь к Кришне. Это вновь и вновь провозглашается во всех явленных писаниях. Поэтому, мои дорогие преданные, послушайте меня, ибо я настаиваю на этом вновь и вновь: пожалуйста храните веру в эти три вещи, и без колебаний служите им. Благодаря этим трем вещам человек обретает высшую цель жизни — экстатическую любовь к Кришне. И сам Калидаса — живое доказательство этому.»


Оставить комментарий