Тринад апи суничена

Дорогие преданные,

Примите мои почтительные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде.

Сегодня случайно наткнулся на письмо Мукунды Махараджа 10-летней давности, в моем переводе. Оно кажется столь же актуальным, что и 10 лет назад. Решил поделиться с вами.

Ваш слуга
Мадана Мохан дас


Шридхама Маяпура
15 февраля 1996 года

Дорогие преданные!

Пожалуйста, примите мои благословения. Слава Шриле Прабхупаде.

Сознание Кришны — это практическая и живая философия, а не келья для изучения метафизических принципов и не кружок йоги, организованный для того, чтобы даровать каждому из нас свой личный рай на земле. Это не просто некий удачный способ самовыражения как "последователя Кришны", выгодно отличающегося от других людей целым рядом преимуществ, которые дают ему или ей право с гордостью причислять себя к религиозной традиции, несущей благо всему человечеству. Сознание Кришны — это процесс, способный поднять человека до высочайших вершин любви к Богу, и цель этого процесса — привести обратно в духовный мир как можно больше обусловленных душ. Подобно Дхруве Махараджу, мы не должны стремиться попасть в духовный мир в одиночку. Миссия Шрилы Прабхупады — вернуть назад как можно больше обусловленных душ.

Смысл термина "посвящение" ("инициация" — Ммд) нужно понимать буквально. Он означает "начало". Это начало духовной жизни и вечных взаимоотношений с духовным учителем. Часто ученики неправильно понимают этот момент. Иногда они думают: "Ну вот, наконец-то я получил посвящение, стал преданным, и теперь могу рассчитывать на целый набор новых, недоступных прежде привилегий, возможностей, удобств и свобод". Иногда ученики забывают, что в момент посвящения, они в первую очередь принимают на себя много новых обязанностей — по отношению к преданным, своему духовному учителю, ИСККОН, своей садхане и Шриле Прабхупаде.

Главной из всех многочисленных духовных обязанностей ученика является обязательство с непоколебимой решимостью на протяжении всей своей жизни направлять усилия на осуществление желаний и миссии своего духовного учителя. Часто значимость этой обязанности приуменьшается или ставится в зависимость от ряда других условий. Иногда она просто отодвигается на задний план, особенно когда кто-то думает: "Я смогу чем-то помочь миссии после того, как сам добьюсь своих личных целей, которые для меня гораздо важнее". Но чтобы там ни думали некоторые ученики, личный успех НЕ является задачей первостепенной важности. Задачей первостепенной важности для человека, посвященного в сознание Кришны, является выполнение наставлений и осуществление миссии своего духовного учителя (что, конечно же , включает в себя следование обетам, принятым на себя в момент посвящения перед лицом Шрилы Прабхупады, гуру, Божеств, вайшнавов и священного огня.) Пока все остальные стремления и виды деятельности не связаны с этой целью и не подчинены принципу служения миссии духовного учителя, они будут значить не больше, чем ряд нулей. Недостающей перед ними единицей являются наставления, желания и миссия духовного учителя.

Конечно, я никогда не смогу сравниться со Шрилой Прабхупадой и никогда не осмелюсь на такое сравнение. Но я могу, По-крайней мере, признать, что уже посвятил осуществлению его миссии тридцать лет своей жизни и посвящу тому же весь её остаток. Кроме того, со времени трансцендентного ухода Его Божественной Милости, ИСККОН значительно разросся, поэтому необходимость сотрудничества становится всё более и более насущной.

Сотрудничество начинается с дома, с каждого из нас в отдельности. Тринад апи суничена, тарор эва сахишнуна, аманина манадена, киртаниях сада харих — вот те волшебные слова, с которых всё начинается. Не выполнив этого условия, невозможно предаться самому и проповедовать другим; не поместив эти слова в глубине своего сердца, невозможно достичь сознания Кришны. Когда я вижу, что стоит мне уехать на другой конец земного шара, как майя немедленно подкрадывается и поселяется бок о бок с некоторыми из вас, это вызывает у меня серьёзные опасения. Если так происходит, когда я уезжаю на короткое время, то что же случится, когда я умру? Всё пойдет прахом? Очень похоже…

Пожалуйста, помните обо всех тех невероятных мучениях, через которые мне пришлось пройти для того, чтобы совместно с преданными нашего отдела сформулировать определение миссии, с которым мы все с энтузиазмом согласились. Этого никогда нельзя забывать. Мы вставили определение миссии нашего отдела в рамку и повесили на стену в храме, чтобы каждый мог постоянно помнить — это суть и основополагающий принцип всего нашего служения. Один из его ключевых моментов, с которым, как и со всеми остальными, согласился каждый из нас, это обязательство добиться "высочайшей эффективности в работе посредством воодушевлённой и слаженной работы команды".

Эти слова не должны оставаться настенным украшением, с которым уже все свыклись и потому никто не замечает. Это принцип, по которому должна строиться наша жизнь. Они — часть того, что хочет от нас Шрила Прабхупада. Единственная и главная цель, ради которой мы потратили столько усилий и времени на формулировку этой миссии — это доставить удовольствие Шриле Прабхупаде и осуществить его миссию так, как ОН этого хотел.

Может быть, нам нужно повесить на стену рамку с другим текстом: "следует быть смиреннее травинки и терпеливее дерева, быть полностью лишённым тщеславия и быть готовым выражать почтение каждому".

Сотрудничество. Просто слово. Ничуть не лучше и не хуже миллионов других слов, впустую сотрясающих эфир, как вечно лживые обещания майи. Но на сей раз это слово наполнено духовным содержанием, поскольку именно его Шрила Прабхупада принёс с собой из духовного мира, чтобы научить нас, как стать вайшнавами, верными слугами Вишну, Кришны. Высшего проявления сотрудничество достигает в духовном мире, где Кришна находится в центре, где каждая фраза — песня, а затапливающая всё подлинная любовь превращает каждое слово в каплю нектара. Всё в этом мире находится в постоянном развитии, исполнено блаженства и пронизано вечно обновляющимися любовными взаимоотношениями.

Говорить, что дескать "в этом материальном мире нет любви" и потому я ничего не могу с собой поделать, значит сдаваться на милость майи или, вернее сказать, отдавать себя ей в рабство. Именно таких мыслей майя от нас и добивается. Олицетворение Кали, югараджа, будет улыбаться до ушей. "Да, я жертва материального мира". Это значит, что я просто отождествляю себя с умом, телом и чувствами. Такое умонастроение не имеет ничего общего ни с философией, ни с практикой сознания Кришны.

Пожалуйста, накрепко запомните все эти моменты и не попадайте на удочку майи. Она не оставит своих попыток прокрасться в ваш ум и околдовать вас, заставив уменьшить вашу верность принципам сознания Кришны.

Обсуждаемое мной здесь ослабевание или увядание сознания Кришны — явление не новое. Его описывали в своих трудах такие великие святые, такие как Бхактивинода или Рупа Госвами. Бхактивинода Тхакур ставит это явление в один ряд с гордостью, последней ловушкой майи. "О, я стал преданным, и теперь у меня так много новых прав и привилегий. Именно ложная гордость заставляет нас считать себя лучшим из всех, думать, что: "Я могу поступать, как сочту нужным, потому что проступки других лишний раз доказывают, что я гораздо выше всех". Такое умонастроение в том или ином обличье часто прокрадывается в сердце и ум.

Смирение — это ключ к решению всех проблем. Увядание сознания Кришны можно также объяснить, как проявление отражённой привязанности, описанной Рупой Госвами в 18 главе "Нектара преданности". Человек может развить в себе такую привязанность, например, к гуру, но это будет лишь дешёвая, показная, притворная, временная и материальная п ривязанность, не принимающая в расчёт сокровенных желаний самого гуру — что уж говорить о его желаниях, выполнение которых он хочет возложить на своих учеников.

На прошлом фестивале Картики во Вриндаване я встретил духовного брата Шрилы Прабхупады О.Б.Л. Капура. Он рассказал мне как однажды "Абхай Бабу" (Шрила Прабхупада) сказал ему, что завоюет весь мир с помощью сознания Кришны. "Как ты собираешься это сделать?" — спросил его Капур, и Шрила Прабхупада ответил: "Я знаю одну формулу, но пока не могу её тебе открыть". И только несколько лет спустя, в 1963 году в храме Радхи Дамодары во Вриндаване, когда Капур снова спросил его: "Так что же это за формула, с помощью которой ты собираешься распространить сознание Кришны по всему миру?", Шрила Прабхупада произнёс в ответ: "это тринад апи суничена" и Капур согласился — да никакая другая формула не поможет в осуществлении этой цели.

Поэтому для того, чтобы успешно проповедовать и быть членом поистине сплочённой, воодушевлённой команды, необходимо непрерывно взращивать в себе смирение. Из всех перечисленных Бхактивинодой Тхакуром в "Шаранагати" шести признаков преданности именно смирение является наиглавнейшим, и мы, как участники движения Шрилы Прабхупады, должны воспитывать в себе именно это качество в первую очередь. Даже Стивен Кави называет смирение "матерью всех добродетелей".

Когда вы читаете книги Шрилы Прабхупады, старайтесь понять, насколько важно это качество. Если мы действительно хотим стать активными продолжателями миссии Шрилы Прабхупады, мы ОБЯЗАНЫ всё старательнее взращивать в себе это качество день за днём, год за годом.

Иногда говорится: "скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты" Точно так же и о духовном учителе судят по уровню его учеников. Откровенно говоря, я несколько разочарован тем, что качество преданного служения некоторых из моих учеников, кажется, неуклонно скатывается вниз, что негативно сказывается и на моей репутации. Многие именно так и составляют своё представление обо мне, и мне приходится с этим считаться. Конечно же, это не самая главная причина для беспокойства, но и не самая последняя.

Пожалуйста, не пытайтесь усмотреть в моём письме намёки на кого-то конкретно из вас. Я говорю о философских принципах и этикете (гьяне и вигьяне), применимых ко всем кандидатам в преданные без исключения. Между прочим, себя я тоже считаю кандидатом в преданные. Духовный прогресс ничем не ограничен. Напротив, мы можем и должны пытаться день за днём усиливать нашу преданность. Этот процесс продолжается и в духовном мире.

Поэтому я прошу каждого из вас поглубже заглянуть в своё собственное сердце. Пусть принципы, о которых я говорю, слишком общие. Тем не менее, как советует английская пословица, "Если башмак не жмёт, носи его". Ваши анартхи вам известны гораздо лучше, чем мне. Решайте ваши проблемы сами. Для преданного нет ничего невозможного. Шрила Прабхупада хотел, чтобы это было так. В комментарии к одному из стихов Чайтанья Чаритамриты Шрила Прабхупада пишет, что преданные ИСККОН смогут выполнить даже более сложные задачи, чем выпавшие на долю Ханумана и Арджуны. Так где же наша решимость? Где же наша преданность делу? Где наш воинский пыл и готовность сражаться с майей, а не позволять ей плясать на наших головах?

Другой афоризм: "Когда времена становятся трудными, трудности становятся временными". (В оригинале "When the going gets tough, the tough gets going", дословно, "когда двигаться вперёд становится трудно, трудности начинают разрешаться сами собой". — Ммд). Если мы не хотим верить этой истине и применять её к нашей повседневной жизни, лучше уж нам сразу сдаться и махнуть на всё рукой. Понять, как преодолевать кажущиеся непреодолимыми трудности, когда наступают трудные времена — значит понимать, как всегда оставаться преданным. Именно это радует Шрилу Прабхупаду. Не сдавайтесь майе.

Чтобы всегда, несмотря на любые препятствия, оставаться упорным и непоколебимым, мы должны не просто читать, мы должны погрузить себя, утопить себя в нектаре книг Шрилы Прабхупады. Они — квинтэссенция, суть и фундамент всего остального. Читайте с преданностью и вниманием, зная, что эти книги являются сводом законов будущего нашей планеты. Читайте, перечитывайте и делайте записи. Даже если вам удастся читать лишь десять или двадцать страниц в день, делайте это с непоколебимой решимостью. Определите себе минимальную норму. Делайте сами то, к чему призываете других. У вас не должно быть ни тени сомнения не только в истинности философии, но и в её практической применимости в нашей жизни. Пора самим следовать тому, что мы проповедуем!! Ничто не должно отклонять вашу решимость от достижения этой цели!! Не читайте других книг, даже написанных преданными, пока вы не провели львиную долю вашего времени для чтения за книгами Шрилы Прабхупады. Майя может приходить в бесконечном разнообразии привлекательных форм. Вы должны развить в себе подлинный вкус к чтению книг Шрилы Прабхупады, такой же, какой вы испытываете к пиццам и коктейлям из манго, всегда и везде, при любых обстоятельствах. Книги Шрилы Прабхупады должны стать для вас таким же источником нектара, только гораздо более привлекательного! Вы должны хотеть читать, читать и читать без передышки.

Именно поэтому большинство из вас пришли в движение. Так не забывайте же эту самую главную причину, по которой вы находитесь в движении сознания Кришны. Вы должны жить этой философией на каждом шагу, вдыхать её с каждым вдохом. Книги Шрилы Прабхупады дадут вам духовное видение, божественное зрение, с помощью которого вам будет легко пробираться сквозь дебри материального мира, и весь этот непреодолимый океан материальных страданий станет для вас ничуть не более лужицы в следе от телячьего копытца. Это и есть наша философия (самашрита е пада паллава плавам и т. д.) Так вы сможете сосредоточить свой ум на Вайкунтхе — месте, где нет страданий.

Однажды Шрила Прабхупада сказал, что сознание Кришны просто для тех, кто прост сердцем и сложно для тех, кто кривит душой. Давайте не будем всё усложнять без нужды. Хотя для того, чтобы основать это движение, Шриле Прабхупаде пришлось, по его словам, пройти "сквозь огонь, воду и медные трубы", сам он в то же время называл сознание Кришны "лучшим способом отдыха", подразумевая под этим пение, танцы, и прославление Господа. Сквозь огонь за нас уже прошли другие. Шрила Прабхупада уже выполнил за нас всю самую сложную работу. Поэтому мы перед ним в неоплатном долгу, но мы положим свои жизни, стараясь оплатить этот долг хотя бы частично.

Для этого нам пока нужно просто сесть на этот корабль ИСККОН, построенный и управляемый Шрилой Прабхупадой. И этот громадный корабль ИСККОН включает в себя наше определение миссии, воспевание святых имён, наше служение, Божества, сельскохозяйственные общины (как говорил Шрила Прабхупада, деревня создана Богом, а город — человеком), замечательных преданных, прекрасную общину прихожан, регулярные пожертвования в наш департамент, наши офисы, хороший прасад и просто чудесное движение.

У меня есть три самых заветных, самых горячих и возвышающихся над всем остальным желания ко всем моим ученикам. А именно:

1. СОТРУДНИЧАЙТЕ
2. СОТРУДНИЧАЙТЕ
3. СОТРУДНИЧАЙТЕ

Формула для этого уже дана — тринад апи суничена. Стоит лишь в начале применить её, и тогда вы уже не сможете ошибиться, всё остальное очень просто. Конечно, может быть это не так легко, но что здесь даётся даром? Вокруг вас может происходить что угодно и с кем угодно, но с ВАМИ всё должно быть в порядке. Мы живём в несовершенном материальном мире, полном несовершенных людей. Так что нам нужно быть готовым к любым нежданным проблемам. Если мы, сталкиваясь с проблемами, видим в них благословения Кришны, то тогд а мы действуем на духовном уровне и радуем Его. Это самый важный секрет в духовной жизни, который должен понять и усвоить каждый мой ученик. Умение правильно действовать во время кризисов и трудностей — один из самых надёжных критериев, по которому можно определить уровень нашего сознания Кришны. Такой образ действий необычайно сильно укрепляет наше сознание Кришны. Как говорил Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, "наши ошибки должны становиться опорой наших успехов".

Вы, мои ученики, наделены несметными благословениями, как духовными, так и материальными. Поэтому, как говорится: "сочтите свои благословения". Их много, и самых разнообразных. И если бы вы знали, с какими трудностями и сложными ситуациями сталкиваются преданные в других храмах мира, вы бы, вероятно, гораздо больше ценили то, что имеете сейчас. Пожалуйста, постарайтесь изо всех сил понять преимущества вашего положения, замечайте только хорошее в других вайшнавах, не зарывайтесь с головой в собственные трудности и проблемы и думайте о том, как благодарны мы должны быть тем, кто помогает нам самим.

У нас есть обязательства перед нашими друзьями, нашими прихожанами, нашими учениками, духовным учителем, перед храмом и Шрилой Прабхупадой. Целый список обязанностей и долгов, но на них нужно смотреть, как на "бремя любви", а не как на непосильный гнёт, эксплуатацию или мучительное рабство.

Атеист всегда сокрушается, когда сталкивается с проблемами, и винит в них Бога. Когда же всё идёт как по маслу, материалист думает: "Я добился всего сам". И напротив, когда приходят невзгоды, преданный думает: "Как удивительно действует Господь, чтобы приблизить меня к Себе". А когда всё идёт как нельзя лучше, преданный думает: "Вот сейчас я должен быть очень осторожным, чтобы не позволить удаче затмить мне глаза и заставить считать себя независимым от Кришны. Может быть, завтра всё изменится с точностью до наоборот. Так что нет повода для преждевременной радости".

Подводя итог, скажу ещё раз, что беспокоить меня по поводу мнимых или реальных проблем или перемен безответственно и недостойно. Все эти проблемы лучше решать в личной беседе, и я всегда готов к этому. Нужно учиться на собственных ошибках, не повторять их и в следующий раз поступать правильно. Это и есть духовное сознание.

         Ваш доброжелатель,
         Мукунда Госвами


Оставить комментарий