Рага и ваирагйа

Рага окрашивает ум не только в музыкальном, но и в филосовском смысле. Слово "рага" имеет несколько значений.
1) окрашивание, раскрашивание;
2) расцветка, краска, цвет (особенно красный);
3) воспламенение, возгорание; горение, пожар;
4) возбуждение, пыл, страсть, любовь;
5) привязанность, симпатия;
6) музыкальная тональность, набор звуков, музыкальная формула.

Наиболее известное значение слова "рага" — это симпатия, привязанность, любовь. Когда у нас есть привязанность или любовь к чему-то, это окрашивает наше сознание (1-е сознание). Когда нас охвативает сильное желание, жизнь становится разноцветной (2-е значение), потому что мы смотрим на жизнь сквозь призму этого желания, которое имеет оттенок красного цвета. Если этих желаний много, это делает нашу жизнь пестрой. Но не нужно много желаний. Достаточно всего одного сильного, но невыполнимого желания, чтобы в сердце возник пожар страсти, который может сжечь нас заживо (3-значение). Подобно этому довольно всего лишь двух сильных, но противоречащих друг другу желаний, чтобы они свели нас с ума.

Итак, рага — это привязанность. Она может быть либо материальной (вита-рага-бхайа-кродха — БГ 2.56, 4.10), либо духовной: рага-бхакти — рага марга бхакти локе карите прачарана, "Господь Чайтанйа пришел, чтобы распространить учение о преданном служении на пути спонтанной любви к Кришне, рага-марга бхакти" (ЧЧ Ади, 4.15).

Если эта привязанность материальна, то рага — это материальное возбуждение. Гуна страсти, раджас, как раз характеризуется такими страстными желаниями: раджо рагатмакам (БГ 14.7). Материальные желания (кама), порождение гуны страсти, — это грязь, скверна; они враги души (БГ 3.37), покрывающие ее знание (БГ 3.39), и ведущие в ад (БГ 16.16, 16.21). Страстные желания окрашивают сознание в грязно-красный цвет.

Противоположность раги является ваирагйа — отрешенность от материальных привязанностейи или отказ от материальных желаний. Практика ваирагйи приводит к очищению сознания от грязно-красных или кроваво-красных всплохов в сердце. Ваирагйей занимается тот, кто развивает в себе гуну благости. Господь Чайтанйа пришел, чтобы научить трем вещам: ваирагйа, видйа и ниджа-бхакти-йога. Страсть и невежество — это грязь (санскр. "мала"). Гуна благости характеризуется чистотой (нирмалатва — БГ 14.6).


Оставить комментарий