Могущество бхаджанов ачарьев

Бхаджаны поют на определенные мелодии, или точнее, музыкальные формулы, которые в Ведическом музыкальном искусстве обозначаются термином "рага". Существует огромное множество раг.

В книге Сангита-сара, описывающей Ведическое искусство музыки, говорится:

таванта эва рагах сурйаватйо джива-джатайах
тешу шодаша-сахасри пура гопи-крита вара

"Существует столько же музыкальных раг (музыкальных тональностей), сколько существует видов жизни. Среди них 16 тысяч являются главными, и все они были проявлены гопи, девушками-пастушками Вриндаваны".

Во время танца раса, который длился по воле Кришны целюу ночь Брахмы, гопи играли и пели все эти раги для удовольствия Кришны. Впоследствии эти раги распространились по всему миру" (ШБ 10.33.8, комм.).

Все великие Ачарьи-вайшнавы, в частности Нароттама дас Тхакур и Бхактивинода Тхакур, бхаджаны которых преобладают здесь, в своей духовной форме являются близкими служанками Шримати Радхарани, главной из всех гопи Вриндаваны. Таким образом, бхаджаны ачарьев написаны не просто на какие-то случайные мелодии. Музыкальные раги гармонически соответсвуют их смысловому содержания, т.е. вызывают в уме подходящие эмоции.

Каждая мелодия обладает тонкой формой, как это пдтверждает Баладева Видйабхушана в Прамейа-ратнавали (12, с): "муртатвам прати-паттавйам чит-сукхасйаива рагават": "Господь  Говинда обладает формой духовного блаженства, подобно тому, как мелодия, хотя и кажется бесформенной, на самом деле, принимает в уме тонкую форму".


Оставить комментарий