Искусство, эмоции и бхакти

Искусство, и в частности музыка, — это всегда деятельность, связанная с эмоциями. В 12-ой главе третьей песне Шримад-Бхагаватам подробно описывается вторичное творение Вселенной, которым занимался Господь Брахма. В этой главе есть стих, где говорится следующее: "Семь музыкальных нот — это воплощение чувственной деятльности Брахмы" (ШБ 3.12.47).

Поэтому проявление чувств естественно выражать с помощью музыки и пения. "Вибрация различных типов музыки, или ораторского искусства открывают внутренние чувства других живых существ…" (ШБ 11.22.31, комм.).

Более того, каждая из  семи нот наделена способностью возбуждать определенный конкретный вид эмоции, или вкуса. Так об этом говорится в книге Сангита-макаранда. А именно:

Расы удивления (адбхута-раса) и героизма (вира-раса) вобзуждаются 1-й нотой (шаджа-свара).
Раса ярости (раудра-раса) возбуждается 2-ой нотой (ришабха-свара).
Нейтральная раса (шанта-раса) возбуждается 3-ей нотой (гандхара-свара).
Раса смеха (хасйа-раса) возбуждается 4-ой нотой (мадхйама-свара).
Раса супружеской любви (шрингара-раса или мадхурйа-раса) вожбуждается 5-ой нотой (панчама-свара).
Раса отвращения (бибхатса-раса) возбуждается 6-ой нотой (дхаивата-свара).
Раса жалости (каруна-раса) возбуждается 7-й нотой (нишада-свара).

Несомненно, что помимо нот есть множество других музыкальных факторов (таких как ритм, тембр, и т.д.), которые также выражают определенные эмоции. Ноты — это просто часть азбуки. Оданко, зная эту азбуку, мы можем глубже понять смысл некоторых стихов из шастр. Например в первой главе Мадхйа-лилы Шри Чайтанйа-чаритамриты, приводится стих, на который Господь Чайтанйа постоянно медитировал, после того, ка Он пришел в Пури и увидел Господа Джаганнатху. Это сих 76 и его произносит Шримати Радхарани, которая косвенно обращается к Господу Шри Кришне:

"О моя дорогая подруга, теперь на этом поле Курукшетры я встретила Моего старого друга, Кришну, который Мне очнеь дорог. Я — та же самая Радхарани, и теперь Мы снова вместе. Это очень приятно, но все же Мне хотелось бы оказаться в тени деревьев на берегу Йамуны. В том лесу во Вриндаване, я хочу снова услышать сладкий звук  Его флейты, играющей 5-ую ноту."

Теперь можем подняться на два обзаца вверх и прочитать, что значит звук на 5-ой ноте. Когда Господь Чайтанья пришел по Вриндаван, все птицы, такие как попугаи и кукушки, также громко пели на 5-ой ноте (ЧЧ, Мадхйа, 17.199). И не только птицы, шмели и пчелы также жужжали на 5-ой ноте.

Итак, Веды утверджают, что искусство вообще, и музыка в частности, способны пробуждать определенные эмоции. Самой высшей эмоцией, является любовь к Богу, према-бхакти. Поэтому естественно выражать эмоции преданного служения посредством музыки.

Сознание Кришны непосредственно и органнично связано с музыкой. В духовном мире каждое слово само по себе уже является музыкой, следовательно, лучший способ достижения духовного мира через музыку — санкиртана.

Когда Шрила Прабхупада приехал в Амерку, чтобы создать движение "Харе Кришна", именно музыка в первую очередь привлекала к нему внимание людей. Эта музыка способна в буквальном смысле расплавлять камни и заставлять горы подняться в небо и полететь. Когда воспеваются Святые Имена Господа, даже самые жестокие и грубые люди и звери превращаются в святых. Эта музыка не только имеет возвышенное влияние на слушателей, но и во многом помогает самому исполнителю . Имено поэтому очень важно для преданных ИСККОН научиться играть и петь должным образом.

Е.С. Бхакти Чару Свами, Министр культуры ИСККОН.


Оставить комментарий