Шат-тила экадаши

Дальбя Риши обратился к Пуластье Муни со словами "Соприкоснувшись с материальной энергией, душа немедленно начинает совершать такие греховные поступки, как воровство, убийство или недозволенный секс. Она может совершить и множество других греховных поступков, даже таких, как убийство брахмана. О безупречнейший, пожалуйста, поведай мне, как эти несчастные души могут избежать наказания в адских частях мироздания. Пожалуйста, поведай мне, как, давая даже скромную милостыню, человек может освободиться от своих грехов".

Пуластья Муни ответил: "О счастливый, ты задал мне хороший и очень сокровенный вопрос, на который даже Брахма, Вишну, Шива и Индра затрудняются ответить. Пожалуйста, внимательно выслушай, что я скажу.

В день наступления месяца Магха (январь-февраль) после совершения омовения следует особенно тщательно контролировать свои чувства, преодолевая такие страсти, как гнев, гордость, зависть, придирчивость и жадность, и медетировать на Верховную Личность Бога, Господа Шри Кришну. В день, когда появится созвездие Пурвашадха-накшатра, следует собрать немного коровьего навоза, ещё до того, как он соприкоснётся с землёй, и, смешав его с хлопком и семенами кунжута, скатать из него 108 шариков.

Теперь выслушай, какие правила и предписания необходимо соблюдать, постясь в экадаши. После омовения человеку, который намеревается соблюдать экадаши,  нужно поклониться Верховному Господу. Во время молитвы Господу Кришне и воспевания святых имен следует пообещать строго соблюдать этот экадаши. Постящему следует бодрствовать всю ночь и совершить хому. Затем преданный должен совершить арати Господу, который держит в Своих руках раковину, диск, булаву и цветок лотоса, предложив Ему сандаловую пасту, благовония, камфару, яркий светильник на гхи и чудесно приготовленную пищу. После этого, воспевая святые имена Верховного Господа, Кришны, преданный должен положить в священный огонь 108 шариков коровьего навоза, смешанного с семенами кунжута и хлопком. На протяжении всего дня и ночи он должен строго соблюдать экадаши, полностью воздерживаясь от зерновых и бобовых продуктов, и предложить Господу тыкву, кокос и гуаву. Если их нет, можно предложить орехи бетеля.

Преданному следует молиться Господу Джанардане, покровителю всех живых существ: "О Господь Шри Кришна, Ты самая милосердная Личность Бога и освободитель всех падших душ. О Господь, мы пали в океан материального существования. Пожалуйста, будь милостив к нам. О лотосоокий Бог, пожалуйста, прими наши самые смиренные и почтительные поклоны. О покровитель мира, мы снова и снова предлагаем Тебе свое почтение. О Верховный Дух, о Всевышний, о Прародитель всех наших предков, мы просим Тебя и Твою вечную супругу, Шримати Лакшми деви, благосклонно принять это смиренное подношение".

Затем преданный должен постараться доставить удовольствие квалифицированному брахману, поднеся ему с тёплыми приветсвиями полный сосуд воды, зонтик, пару туфель и платье, и попросить его о благсловении, благодаря которому можно развить чистую любовь к Кришне. Если положение позволяет, можно также пожертвовать чёрную корову, особенно такому брахману, который очень сведущ во всех наставлениях ведических писаний. Ему также следует поднести полный сосуд зерен кунжута.

О великий Далбья Муни, для предписанного поклонения и огненных жертвоприношений особенно подходят чёрные кунжутовые зерна, тогда как белые и коричневые зёрна кунжута предназначены в пищу квалифицированным брахманам. Тот, кто в священный Шат-тила экадаши жертвует оба вида зерен, поднимается на небесные планеты, где будет пребывать столько тысяч лет, сколько зерен принесли бы пожертвованные семена, если бы их посеяли и они принесли плоды.

В этот экадаши преданный должен совершать омовение в воде, смешанной с зернами кунжута, нанести на тело кунжутовую пасту, предожить зёрна кунжута во время жертвоприношения, есть кунжутовые зёрна, раздавать зёрна кунужта как милостыню и принимать пожертвования в виде зерен кунжута. Это шесть (шат) путей использования кунжутовых зерен (тила) для духовного очищения в этот экадаши. Поэтому он и называется Шат-тила экадаши.

Великий Деварши Нараджи однажды спросил Верховную Личность Бога, Шри Кришну: "О мощнорукий Господь, о Милостивый к Своим любящим преданным, пожулуйста, о Ядава, милостиво поведай мне о результатах, достигаемых соблидением Шат-тила экадаши".

Господь Шри Кришна ответил: "О лучший из дваждырождённых, я раскажу тебе историю, свидетелем которой был Сам. Много лет тому назад здесь жила старая женщина-брахман, которая изо дня в день поклонялась Мне и умело управляла своими чувствами. Исполненная веры, она много постилась, особенно в специальные дни почитания Меня, и служила Мне с полной преданностью, без каких-либо корыстных мотивов. Из-за суровых постов она стала совсем слабой и худой. Она раздавала милостыню брахманам, юным девушкам и даже собиралась пожертвовать свой дом. О лучший из брахманов, хотя эта духовная женщина милостиво раздавала пожертвования достойным людам, странной особенностью её аскезы было то, что она никогда не предлагала пищи брахманам и полубогам.

Несмотря на это странное упущение, Я полагал, что эта замечательная женщина, очищавшая себя постом при любой благоприятной возможности и покланявшаяся Мне с неотступной преданностью, несоменно достойна войти в Мою обитель, которая недостижима для обычных людей. Однако, чтобы проверить её, Я спустился на эту планету, приняв облик последователя Господа Шивы — с гирляндой из черепов вокруг шеи и с кружкой для подаяния в руках.

Когда Я приблизился к ней, она спросила: "О почтенный, скажи мне правдиво, зачем ты пришёл ко мне". Я ответил: "О прекрасная, я пришёл получить немного священной милостыни", — после чего она гневно бросила в Мою кружку затвердевший комок грязи! Удивленный странным сочетанием в этой чудесной брахмани великодушия и скупости, Я просто повернулся и отправился в Свою обитель, о Нарада.

В конце концов эта аскетичная женщина достигла духовного мира в своем теле — так велики были её усилия в посте и пожертвованиях. Предложенный Мне ею комок грязи Я превратил в чудесный дом. Однако, о Нарададжи, в этом особенном доме совсем не было съедобного зерна, так же как не было ни мебели, ни украшений. Войдя в дом, она обнаружила лишь пустое помещение. Тогда она пришла ко Мне и сказала в великом гневе: "Я многократно постилась при стольких благоприятных возможностях, сделав свое тело слабым и худым, столько поклонялась и молилась Тебе, владыке и защитнуку всех вселенных. Однако, несмотря на это, в моём новом доме нет ни пищи, ни богатсва, о Джанардана. Почему?"(1)

Я ответил: "Пожалуйста, вернись в свой дом. Немного погодя жены полубогов нанесут тебе визит, желая из любопытсва посмотреть на новоприбывшую, однако ты не открывай им двери, пока они не опишут тебе славу и важность Шат-тила экадаши".

Выслушав это, она возвратилась домой. Вскоре пришли жены полубогов и хором сказали: "О прекрасная, мы пришли на даршан к тебе. Благая, пожулуйста, открой дверь и дай нам увидеть тебя". Женщина ответила: "О драгоценнейшие, если вы хотите, чтобы я открыла дверь, опишите мне благо, достигаемое соблюдением священного поста в Шат-тила экадаши". Но ни одна из жён не отозвалась.

Спустя какое-то время они вернулись, и одна из них хорошо объяснила возвышенную природу этого священного экадаши. Когда же женщина открыла им дверь, то они увидели, что она не полубог, не ганхарви, не демоница и даже не нагапатни. Она была просто обычной женщиной.

Женщина соблюдала, как описали ей, Шат-тила экадаши, который одновременно дарует материальное наслаждение и освобождение. И в конце концов она получила в свой дом желанную мебель и зерно. Кроме того, её обычное материальное тело превратилось в чудесное духовное тело, имеющее прекрасные черты. Так по милости Шат-тила экадаши, эта женщина и её новый дом в духовном мире дивно засияли и засверкали золотом, серебром, жемчугом и бриллиантами.

О Нарададжи, человек не должен соблюдать экадаши на показ, из жадности, надеясь нечестным путём достичь благ. Он должен просто бескорыстно жертвовать зёрна кунжута, одежду и пищу, в соответсвии со своими возможностями. Действуя так, он обретет хорошее здоровье и возвышенное духовное сознание.(2) В конце концов он получит освобождение и возвратится в высшую обитель Господа. Таково мое мнение, о лучший из полубогов".

"О Далбья Муни, — закончил Пуластья риши, — того, кто правильно, с великой верой соблюдает чудесный Шат-тила экадаши, не затронет никакая бедность — духовная, ментальная, физическая, социальная или интеллектуальная, так же как не коснутся его все виды болезней и нечастий. Соблюдая пост в экадаши, раздавая милостыню, совершая жертвоприношения и вкушая зёрна кунжута, человек, без сомнения, освободится от всех грехов. И этому не следует удивляться. Лишь редкая душа, следующая ведическим наставлениям и правильно, в верном настроении преданности раздающая милостыню, полностью освобождается от последсвий всех грехов и возвращается домой, обратно к Богу, в духовный мир".

Так заканчивается повесвование о славе Магха-кришна экадаши, или Шат-тила экадаши, взятое из Бхавишья-уттара Пураны.

Примечания
1. Хотя в духовном мире полностью отсутствует гнев и материальные желания, для раскрытия славы Шат-тила экадаши Кришна устроил так, чтобы женщина проявила эти качества.
2. Для вайшнава пожертвование означает давать сознание Кришны, особенно воспевание мантры "Харе Кришна". Как оказал Шри Чаитанья Махапрабху: "О брат, пожалуйста, воспевай "Харе Кришна"  . я прошу только об этой милостыни". Если преданный-домохозяин может себе позволить, он может пожертвовать зерна кунжута, одежду и пищу достойной личности, но это не обязательно.


Оставить комментарий