Говардхана пуджа

В первые дни индийского месяца Картика (октябрь-ноябрь), когда во всех городах, поселках и деревнях Индии жители зажигают тысячи и миллионы свечей и лампад, чтобы отметить праздник Дипавали, приходит время Говардхана-пуджи – праздника поклонения священному холму Говардхан.

Горы и холмы почитали во все времена и, наверное, во всех религиях. Древние индоиранцы воспевали гору Сумеру, вокруг которой, по их представлениям, вращалась вселенная. Греки обожествляли Олимп, а японцы – Фудзияму.  Евреи чтят гору Синай, на которой Моисей обрел каменные скрижали с десятью заповедями, а христиане – гору Фавор, на которой произошло преображение Христа. В Индии по сей день многие йоги и отшельники уходят в Гималаи, где проводят долгие годы в суровой аскезе и медитации.

Гора – это как бы ступенька к небу, поэтому многие пророки и святые, стремясь уйти от земных страстей, идут на гору, чтобы стать ближе к Богу…

Но поклонение холму Говардхан, в котором участвуют миллионы жителей Индии (а с недавних пор – и стран запада) разительно отличается от всего этого. Непосвященному трудно понять, за что невзрачный каменистый холм (на всем протяжении его высота редко превышает десять метров) на равнинах штата Уттар-прадеш удостоился такой чести – всенародного и даже всемирного поклонения. Но верующие знают: холм Говардхан – и символ и живой свидетель того, насколько Бог добр и милостив к Своим слугам…

История

ГовардханНа первый взгляд, легенда о холме Говардхан проста и незатейлива – просто милая пасторальная история, каких много сохранилось с древних времен. Но за кажущейся простотой скрывается глубокий смысл и древняя мудрость Вед…

Об этой истории упоминается еще в Риг-веде. В одном из гимнов, посвященном «царю небес» Индре, говорится о том, как Кришна, окруженный десятью тысячами соратников, затаился на берегах реки Амсумати (Ямуны), чтобы противостоять гневу Индры. Подробнее об этом рассказывается в «Шримад-Бхагаватам».

Свои детские и юные годы на Земле Господь Кришна провел во Врадже – небольшой области, раскинувшейся к северо-западу от древнего города Матухры. Он жил во Вриндаване, в семье пастуха Нанды Махараджи как его сын и помогал отцу пасти коров и телят.

В те времена у пастухов был такой обычай. Раз в год, осенью, они проводили грандиозное жертвоприношение, посвященное Индре – поскольку, по поверьям, именно Индра отвечает за выпадение дождей, а значит, именно от него зависит благосостояние пастухов и земледельцев. Ведь без дождя не будет ни злаков, ни овощей, ни травы на пастбищах.

Церемонии поклонения «царю небес» отличались пышностью и великолепием. На них приглашали лучших священников, атрибуты для церемоний изготавливали из чистого золота, а на огонь приносились сотни килограмм гхи – жидкого топленого масла – и тонны зерна.

Однажды, во время подготовки к очередному жертвоприношению для Индры, маленький Кришна попросил отца объяснить, каков смысл этой церемонии. Получив подробные разъяснения, Кришна возразил, что поклоняться Индре бессмысленно, поскольку дожди посылает не он, а Верховный Господь. И даже холм Говардхан (на котором пастухи из тех мест пасли своих коров) для процветания их общины значит куда больше, чем какой-то там Индра. Кришна убедил своего отца пренебречь древней традицией и вместо того, чтобы приносить жертву «царю небес», провести поклонение холму Говардхан. Кришна сказал: «Индра льет воду в океан или на землю независимо от того, поклоняемся мы ему или нет… Всеми благами мы обязаны только этому лесу и холму Говардхана. Поэтому Я прошу тебя, дорогой отец, устроить жертвоприношение в честь вриндаванских брахманов и холма Говардхан и не иметь дела с Индрой». Нанда Махараджа, нежно любивший своего маленького сына, послушался Его совета и устроил роскошную церемонию Говардхана-пуджи: «Следуя указанию Господа Кришны, Махараджа Нанда и пастухи позвали ученых брахманов и начали поклонение холму Говардхана, исполняя ведические гимны и предлагая прасад (освященную пищу). Жители Вриндавана украсили своих коров и накормили их свежей травой. Пустив коров перед собой, они начали обходить холм Говардхану. Нарядно одетые гопи (жены и дочери пастухов) уселись в повозки, запряженные быками, и стали прославлять деяния Кришны. Брахманы, собравшиеся там, чтобы быть жрецами во время Говардхана-пуджи, благословили пастухов и их жен, гопи».

Но Индра, увидев такое пренебрежение со стороны пастухов и почувствовав себя оскорбленным, поклялся отомстить им и наслал на Вриндаван проливные дожди. Говорится, что дожди были сродни тем, что льют во время всемирного потопа, и грозили разрушить и затопить все в округе.

Пастухи, чувствуя приближение беды, попросили Кришну защитить их от грозной стихии. Господь, всегда милостивый к Своим слугам и преданным, внял их молитвам и дал им укрытие, подняв над собой холм Говардхан: «Приняв такое решение, Господь Кришна в тот же миг одной рукой поднял холм Говардхан, совсем как ребенок поднимает с земли гриб. После этого Господь Кришна обратился к Своим преданным:

— Дорогая матушка! Дорогой отец! Дорогие жители Вриндавана! Укройтесь под зонтом, которым стал поднятый Мною холм Говардхана, и не бойтесь, что он упадет с Моей руки. Спрячьтесь вместе с домашними животными под этим огромным зонтом и забудьте о своем горе!

Получив заверения Кришны, жители Вриндавана, собрав все свое имущество и животных, укрылись под холмом и оказались, наконец, в безопасности. Жители Вриндавана и животные оставались там целую неделю, не испытывая голода, жажды и других неудобств. Они с изумлением смотрели, как Кришна держит гору мизинцем Своей левой руки».

Увидев такое могущество Кришны, Индра понял свою ошибку и раскаялся. Дожди прекратились, и жители Враджи вновь смогли вернуться к своим повседневным делам.

Говардхан ШилаА холму Говардхан с тех пор стали проводить ежегодное поклонение. Конечно, почитают его не только за то, что он укрыл пастухов от гнева Индры, но и за то, что он был дорог Кришне, который провел на его склонах немало счастливых часов: «Холм Говардхан – наилучший из всех преданных! О подруги, этот холм одаривает Кришну и Балараму (Его старшего брата), а также Их телят, коров и друзей-пастушков, всем необходимым: питьевой водой, пещерами, очень мягкой травой, фруктами, цветами и овощами. Так этот холм выражает почтение Господу. И когда лотосные стопы Кришны и Баларамы касаются Говардхана, он выглядит очень радостным». Немало мест на этом холме и в его окрестностях связано с теми или иными деяниями Кришны. Во многих из них построены храмы или вырыты священные пруды – кунды. За пять тысяч лет, прошедших с тех пор, многие великие святые побывали на этом холме, еще больше освятив его своим присутствием.

Говардхан сегодня

В наши дни непосвященному человеку трудно почувствовать святость Говардхана. Говорится, что человек, чье сердце нечисто, не сможет увидеть святое место во всей его красе, поскольку будет смотреть на него сквозь призму своих низменных желаний. Поэтому простые туристы редко посещают Говардхан, предпочитая ему расположенную неподалеку Агру или, на худой конец, Матхуру. Но те, кто предан Господу Кришне – совсем другое дело…

Говардхан сегодня – невысокий каменистый холм, протяженностью несколько километров, поросший кустарником и деревьями. На его вершине стоит несколько старинных полуразрушенных храмов (паломники не поднимаются на холм, ибо считают оскорбительным касаться его стопами). Холм пересекает большое озеро Манаси-ганга и окружают несколько деревень. Неподалеку от Манаси-ганги на ходится изумительной красоты пруд Кусум-саровар, известный великолепным архитектурным ансамблем, раскинувшимся по его берегам.

Говардхан огибает пешеходная дорога, по которой это святое место обходят паломники, таким образом выражая холму почтение. На обход холма уходит несколько часов, и многие верующие делают это каждый день (некоторые – по нескольку раз). Вызывает невольное восхищение и уважение обет дандават-парикрамы, когда паломник проходит этот путь, «измеряя» его собственным телом. Он простирается в пыли, предлагая поклоны святыне, читает молитвы, отмечает камнем место, до которого дотягивались его руки, затем встает, переходит к месту, отмеченному камнем, и предлагает следующий поклон. Такой обход холма может длиться несколько недель. По дороге идут паломники и просто прохожие, где-то недалеко ревут грузовики и сигналят рикши, бегают обезьяны и собаки, но человек, сердце которого чисто, не видит грязи этого мира, а наслаждается лицезрением духовной реальности. И столь тяжелое испытание, как дандават-парикрама, вовсе не кажется ему тяжелым, а напротив – приносит несказанное блаженство…

Говардхана-пуджа

А традиция поклонения холму Говардхан, введенная Кришной, так и осталась, и существует по сей день. И сейчас, в день Говардхана-пуджи десятки и сотни тысяч паломников устремляются к подножию священного холма и выражают ему свое почтение. В этот день дорога, огибающая холм (обычно довольно пустынная), похожа на реку – толпы людей из Уттар-прадеша, Пенджаба, Гуджарата и многих других штатов и стран спешат обойти святыню.

Говардхан пуджаВ храмах Вриндавана, Матхуры и Говардхана в этот день проводится церемония аннакута. В каждом из них готовят огромное количество блюд (это в буквальном смысле горы еды!), предлагают их Божествам, а затем бесплатно раздают паломникам. Количество блюд доходит до трех тысяч (!), и некоторые храмы соревнуются между собой, какой из них приготовит и раздаст больше.

Также в этот день во многих храмах и домах строят «копию» холма Говардхан. В качестве строительного материала нередко используют съедобные вещи – как правило, рис и сладости. Так, в Натхадваре (город в штате Раджастхан, недалеко от Вриндавана) вес этой рисовой горы – 2,5 тонны. Рис часто покрывают тканью, а поверх нее выкладывают разнообразные лакомства. В том же Натхадваре обязательный элемент праздника – «расхищение» холма: когда основные церемонии закончены, местные жители, вооружившись большими заплечными сумками, набивают их рисом с холма и незаметно передают их женам, стоящим «на страже» у ворот. Так, в атмосфере всеобщего веселья, праздник продолжается до глубокой ночи.

Не забывают в этот день и коров, которых так любил Кришна. В этот день священным животным также проводится церемония поклонения: на них надевают гирлянды и украшения и вдоволь кормят свежей травой и сладостями.

И конечно же, этот день – хороший повод вспомнить о Боге и о том, как Он любит тех, кто всем сердцем привязан к Нему.


Оставить комментарий