На севере и западе Индии богине процветания Лакшми поклоняются в Дивали, в новолуние. Но в Бенгалии Лакшми-пуджу проводят двумя неделями раньше – когда луна полная. Но не в сроках дело…

«Твой взгляд, наполненный сладостью, – источник великолепия, красоты и богатства всех трех миров  Без благосклонности возлюбленной лотосоокого Господа Вишну не будет удачи ни в мирских делах, ни на пути освобождения»

Ямуначарья, «Лакшми-чатуршлока».

Лакшми-пуджу проводит любой уважающий себя индус. Не удивительно – ведь Лакшми приносит в дом богатство и удачу! «Богиню Лакшми называют шрийам, и это значит, что она обладает шестью достояниями – богатством, силой, влиянием, красотой, знанием и самоотречением. Любое из этих благ можно обрести по милости богини процветания… Кроме того… ее прославляют, употребляя эпитет сати, «в высшей степени целомудренная», ибо она всегда думает только о Верховной Личности Бога, и ни о ком другом» (Бхаг., 8.8.14, комм.). Лакшми-деви в Индии поклоняются стар и млад. Наверное, в каждом индийском доме на стене висит плакат с изображением богини, сидящей на цветке лотоса. В священных писаниях говорится, что Лакшми появилась из молочного океана, поэтому ее называют Джаладхи-таная (дочь океана). Другие ее имена – Падмакши («лотосоокая»), Хема-малини («та, кто носит золотую гирлянду»), Падмалая («та, кто восседает на лотосе»).

В «Шримад-Бхагаватам» (8.8) так говорится о явлении Лакшми-деви: «Потом [это случилось во время пахтанья молочного океана] появилась богиня процветания… у которой нет иного желания, кроме как дарить наслаждение Верховной Личности Бога. Она сияла ярче молнии, которая своей вспышкой может озарить мраморную гору Саудамани. Ее несравненная красота, стройность, юность, сияние, исходившее от нее, и величавость пробудили во всех: в полубогах, демонах и людях – желание обладать ею. Никто не остался равнодушным к ней, ибо она – источник всех богатств.

Царь небес Индра усадил богиню процветания на достойное место. Священные реки, такие как Ганга и Ямуна, приняли человеческий облик и поднесли богине процветания, Лакшми, свои чистые воды в золотых кувшинах. Земля в образе женщины собрала все целебные травы и растения, необходимые для ритуала омовения Божества… Олицетворенная Весна собрала все, что появляется весной, в месяцы чайтра и вайшакха [апрель и май]… Океан, хранилище всех драгоценных камней, преподнес верхнюю и нижнюю части желтого шелкового одеяния. А Варуна, повелитель вод, подарил ей гирлянды, вокруг которых вились шестиногие шмели, опьяненные медом».

Лакшми олицетворяет не только удачу и богатство, но и чистоту. Поэтому в традиционных индийских семьях перед Лакшми-пуджей принято проводить генеральную уборку дома. Ведь в первую очередь Лакшми придет в тот дом, который идеально чист и прибран! «Ортодоксальные» индусы даже проводят церемонию поклонения метле, нанося на нее пасту из куркумы и киновари.

Кроме того, в этот день принято надевать новые одежды и избавляться от старых. Как вспоминает Шрила Прабхупада: «Раньше грихастхи [домохозяева], приняв омовение, выбрасывали свои украшения и одежду – чтобы их могли подобрать и использовать нищие. И надеть новые… Я видел это в детстве. Как только проводилась новая пуджа [обряд поклонения], надевали новые одежды… Лакшми-пуджа, Карттика-пуджа… Я помню это – на Лакшми-пуджу все надевали новую одежду. По крайней мере, дети. Дети и жена… А сколько стоила одежда? Копейки. Одна рупия четыре анны, одна рупия шесть анн – за пару. Так что я это помню».

Обычно Лакшми-пуджа включает в себя поклонение пяти божествам: Ганеше (который призван устранить все неблагоприятное и даровать успех в начатом деле), Маха-Лакшми, Маха-Сарасвати и Маха-Кали (эти три богини являются проявлениями Лакшми в материальном мире), а также Кувере (божественному «казначею», богу денег). Но вайшнавов не заботит богатство. Они знают, что Лакшми всегда присутствует там, где поклоняются Господу Вишну, поэтому в поклонении остальным полубогам нет никакой надобности. Шрила Прабхупада пишет: «Кто в этом мире не хочет обладать богатством и красотой и пользоваться признанием, которое приходит к любому, кто богат и красив?.. Материальное благополучие подразумевает деньги, красоту и положение в обществе, и все это может придти к ним по милости богини процветания. Но она никогда не бывает одна… Богиня процветания принадлежит Верховному Господу и дарит наслаждение только Ему. Если человек хочет добиться благосклонности богини процветания, он должен принять ее вместе с Нараяной… Преданные, которые постоянно служат Нараяне.., легко обретают благосклонность богини процветания, но материалистичные люди, жаждущие милости богини процветания лишь для того, чтобы владеть ею и наслаждаться, неминуемо терпят поражение» (Бхаг., 8.8.9, комм.).

Но следует помнить еще и то, что Лакшми – это образец верности и преданности Господу. Шрила Прабхупада пишет (Бхаг., 8.9.14, комм.), что на Вайкунтхе, в духовном мире, Лакшми обеспечивает Верховного Господа и Его преданных всем необходимым. Верховный Господь всегда доволен Своей супругой – богиней процветания, держащей в руке лотос. Поэтому, несомненно, она заслуживает почитания еще и за это. И Лакшми-пуджа – прекрасный повод выразить свое почтение этой великой преданной и попросить у нее благословения на такую же верность Господу, какая есть у нее.


Оставить комментарий