Дивали — праздник огней

Горящая свеча – символ чего-то сокровенного, духовного, символ веры, ярко горящей во мраке безбожия. Свет – черта божественного, тогда как тьма – знак отсутствия Бога. Тамаси ма джйотир гама – говорят Веды. «Не оставайся во тьме, иди к свету». Этот путь – из ночи в день – это путь духовного восхождения человека, путь к торжеству Бога в нашей душе. Наверное, поэтому во всех религиях огромную роль играют свечи и лампады.

В христианстве свечи зажигают перед иконами, тем самым выражая свое почтение Господу и святым. В иудаизме принято зажигать свечи по субботам,  и есть даже особый праздник – Ханука, во время которого зажигают свечи (в первый день – одну, во второй – две и так далее; всего праздник длится восемь дней). Это праздник умножения света и непрекращающегося присутствия Бога в жизни человека, а зажигание свечей – это символ готовности приносить свет в мир: сегодня больше, чем вчера, завтра – больше, чем сегодня.

В Индии праздником огней является Дивали. Этот праздник – символ торжества света над тьмой, истины над ложью, жизни над смертью. Огни Дивали освещают не только улицы городов, но и людские умы и сердца. Этот смысл проходит красной нитью по всем историям и легендам, о которых вспоминают в эти дни.

Возвращение Рамы

Шрила Прабхупада пишет: «Эту церемонию проводили обитатели Айодхьи, столицы Господа Рамачандры, когда Господь Рама возвращался туда после 14-летнего изгнания… В Его отсутствие страной правил Его младший брат, Бхарата, и, когда Рама вернулся в столицу, Он вновь принял власть из рук Своего брата. День Его воцарения – это и есть Дивали. Первоначальное название Дивали – Дипавали… «Дипа» — значит «светильник», а «бали» — «много». Когда зажигают много светильников – это называется Дипавали» (из письма Хамсадуте, 10 октября 1968 года).

Когда Господь Рамачандра возвращался в Айодхью после победы над Раваной, жители столицы приветствовали Его и Его спутников, зажигая вдоль дорог десятки и сотни тысяч глиняных светильников, чтобы осветить путь вернувшимся изгнанникам. Возвращение Рамы в Айодхью – яркий пример триумфа добра над злом.

Победа над Наракасурой

В канун Дивали (который празднуется в новолуние) люди вспоминают о подвиге Кришны, который в этот день одержал верх над жестоким демоном Наракасурой. Наракасура был так могуществен, что подчинил себе многих земных царей. Он уводил в плен девушек из покоренных им царских семей и держал их в заточении. В индийском обществе девушка, которая провела ночь в доме постороннего мужчины, считалась достойной осуждения, и несчастные царевны понимали, что отныне они навек опозорены, и надеяться им не на что. Поэтому они молились Кришне, прося, чтобы Тот освободил их. Кришна выполнил их просьбу. Он не только убил жестокого Наракасуру и даровал девушкам свободу, но и взял всех их в жены, таким образом оградив от позора и бесчестия.

Пять дней Дивали

  • Первый день Дивали называется Дханвантари Трайодаши.
  • Второй – Нарак Чатурдаши (именно в этот день празднуют победу Господа Кришны над Наракасурой).
  • Третий день – собственно Дивали. В этот день поклоняются Лакшми и вспоминают о возвращении Господа Рамы в Айодхью.
  • В четвертый день проводится поклонение холму Говардхан (это отдельная тема) и царю Бали Махарадже, а
  • в пятый день – Бхратри Дудж – братья чествуют сестёр.

Подарки в Дивали

Дивали – фестиваль не только огней, но и подарков. Обмен подарками – значительная составляющая духовной традиции вайшнавов. Великий святой Шрила Рупа Госвами писал: «Приносить дары и принимать дары, поверять свои мысли и спрашивать о сокровенном, принимать прасад и угощать прасадом – таковы шесть проявлений любви, которую преданные испытывают друг к другу».

В Индии ни в один другой день года не дарят столько подарков, как в Дивали. В этот день торговцы устраивают распродажу, и полки магазинов пустеют в мгновение ока. Говорят, причина этого в том, что Дивали посвящен богине процветания Лакшми и потому ассоциируется у людей с богатством и достатком. В этот день принято кутить, проматывать деньги. Однако тратиться на себя считается дурным тоном – поэтому нужно покупать подарки и задаривать всех знакомых. На Дивали принято угощать друг друга (в том числе и соседей, а то и каждого встречного) сладостями, и таким образом выразить свою любовь и расположение. Таким образом, Дивали превращается в праздник радости и любовного взаимообмена. В дни фестиваля популярны некоторые особые подарки: монетки с изображением Лакшми и Ганеши, Божества и предметы для поклонения.

В наши дни, конечно, характер подарков в Индии изменился по сравнению с ведическими временами. Сегодня это все чаще технические диковины, предметы искусства, драгоценности, часы и т.п. А сладости и сухофрукты для угощения продаются в особых стилизованных упаковках-корзиночках «а-ля Дивали».

Не только индусы

…празднуют Дивали. В этот день сикхи зажигают огни вдоль дороги к Золотому храму в Амритсаре, тем самым отмечая годовщину возвращения из плена одного из своих гуру – Гуру-говинда Сингха. А джайны посвящают этот день памяти одного из своих основателей Махавиры.

Что делать вайшнавам?

Преданные Кришны могут воспользоваться этим праздником, чтобы укрепить взаимоотношения в вайшнавской семье, обменяться подарками, тем самым выразив любовь друг к другу. В день новолуния можно прийти в храм, чтобы посмотреть на алтарь, украшенный огнями, а на следующий день – раздать родным, близким, да и просто знакомым прасад – в честь Говардхана-пуджи.

И, конечно, не следует забывать и о Лакшми-деви. Шрила Прабхупада писал одному из своих учеников: «Каждый пытается наслаждаться Лакшми без Нараяны… Богиня удачи Лакшми непостоянна по отношению к материалистам. Сегодня он – принц, завтра – попрошайка. Но Лакшми не может уйти из того места, где пребывает Господь Нараяна. Поэтому, где бы ни поклонялись Господу Нараяне с великой заботой, там всегда будут удача и богатство. Поэтому преданные считаются самыми удачливыми людьми… Поделитесь же своей удачей с другими, расширяя это Движение сознания Кришны» (письмо Виджитатме дасу, 8 марта 1973 года).

Так что Дивали – это еще и хороший повод делать подарки и щедрые пожертвования Божествам! А еще – распространять сознание Кришны!


Оставить комментарий