6 характеристик чистого преданного служения

Шрила Рупа Госвами в «Нектаре Преданности» описывает шесть характеристик чистого преданного служения. Первые две описывают садхана-бхакти, вторые две добавляются на уровне бхава-бхакти, а третьи две — на уровне према-бхакти.

1. Клеша-гхни. Чистое преданное служение на уровне садхана-бхакти избавляет от страданий. Причиной страданий являются греховные поступки. В отличие от прочих методов искупления, таких как аскезы, соблюдение ритуальных обрядов и благотворительность, преданное служение избавляет не только от последствий грехов, но и от самой наклонности грешить. В обычной жизни, религиозный человек отправляется в церковь, храм или мечеть в воскресенье, чтобы искупить свои грехи. А в понедельник он начинает грешить по-новой.

Преданное же служение лечит не внешние симптомы болезни, а саму болезнь, потому что оно очищает нас от эгоизма и других глубинных пороков, лежащих в основе всех материальных желанией. Вот они:

  1. Авидйа: невежество, которое проявляется в том, что мы ошибочно принимаем преходящее за вечное, страдания за блаженство, скверну за чистоту и то, что не является нашей истинной сущностью за таковую.
  2. Асмита: ложное эго; мирвоззрение, вызванное отождествлением себя с телом; мышление в рамках концепции «я» и «мое». Восприятие реальности на уровне грубых чувств.
  3. Рага: привязанность; стремление к материальному счастью и стредствам его достижения
  4. Двеша: ненависть; неприятие страданий и всего, что служит их причиной
  5. Абхинивеша: подсознательная тяга к удовлетворению чувств; привычки или пристрастия, сохраняющиеся с прошлых жизней; глубокая привязанность к материальному телу и страх смерти.

Эти пять видов семян греховных желаний уходят из сердца под влиянием процесса преданного служения. Таким образом чистый преданный не создает новых кармических реакций, и те страдания, которые все же приходится испытывать преданному, являются лишь остатками грехов, совершенных в его прошлых жизнях. Кришна милостиво уменьшает их до самого минимума и использует в «терапевтических целях», помогая искреннему преданному еще быстрее очиститься и достичь любви к Богу.

2. Шубха-да. Чистое преданное служение уже на уровне садхана-бхакти олицетворяет высшее благо:

  • Во-первых, оно приносит полное удовлетворение самому преданному
  • Во-вторых, оно несет высшее благо всему миру, избавляя людей от страданий и неся в общество совершенные мир и гармонию
  • В дополнение, оно автоматически пробуждает в преданном все замечательные качества, такие как терпение, милосердие, аскетизм, смирение и т.д.

3. Мокша-лагхукрит. Преданное служение на уровне бхава-бхакти превосходит все виды освобождения. Более подробно виды освобождения будут рассматриваться в следующей главе.

4. Судурлабха. Преданное служение на уровне бхава-бхакти очень редко достижимо.

5. Сандрананда-вишешатма. Преданное служение на уровне према-бхакти приносит не сравнимое ни с чем блаженство. Говорится, что счастье, приносимое чувственными наслажденями подобно капле воды в знойной пустыне. А что касается счастья, приносимого безличным освобождением, то если его умножить в триллионы раз, то и тогда оно не сможет сравниться с блаженством чистой любви к Богу.

6. Шри кришна-каршини. Према-бхакти столь чудесна, что привлекает даже самого Кришну.


Оставить комментарий