9 стадий развития преданного служения

Что дает знание ступеней развития преданного служения

адау шраддха татах садху-
санго ‘тха бхаджана-крийа
тато ‘нартха-нивриттих сйат
тато ништха ручис татах
атхасактис тато бхавас
татах премабхйуданчати
садхаканам айам премнах
прадурбхаве бхавет крамах

адау — в начале; шраддха — твердая вера или безразличие к материальным делам и интерес к духовному прогрессу; татах — затем; садху-санга — общение с чистыми преданными; атха — затем; бхаджана-крийа — совершение преданного служения Кришне (мы принимаем прибежище у духовного учителя и, вдохновляемые общением с преданными, принимаем у него посвящение); татах — затем; анартха-нивритти — уменьшение всех нежелательных привычек; сйат — должно быть; татах — затем; ништха — твердая вера; ручих — вкус; татах — затем; атха — тогда; асактих — привязанность; татах — затем; бхава — эмоции; татах — затем; према — любовь к Богу; абхйуданчати — возникает; садхаканам — преданных, практикующих сознание Кришны; айам — это; премнах — любви к Богу; прадурбхаве — в появлении; бхавет — есть; крамах — хронологический порядок.

«Вначале должна быть вера. Затем у человека появляется интерес к общению с чистыми преданными. Затем он получает посвящение от духовного учителя и он начинает совершать преданное служение под его руководством. Так он освобождается от нежелательных привычек и крепко утверждается в преданном служении. Затем он достигает вкуса и привязанности. Таков путь садхана-бхакти, совершения преданного служения в соответствии с регулирующими принципами. Постепенно усиливаются духовные эмоции, и, наконец, пробуждается любовь. Так постепенно развивается любовь к Богу у преданного, проявляющего интерес к сознанию Кришны» (Бхакти-расамрита-синдху 1.4.15-16).

Этот стих из «Нектара Преданности» Шрилы Рупы Госвами описывает девять стадий развития преданного служения. Знание их поможет Вам понять, на какой ступени лестницы бхакти Вы находитесь и в каком направлении прилагать усилия. Вы естественно будете продвигаться от одной ступени к другой по мере того, как в процессе практике преданного служения будет расти Ваша вера. Эти разные ступени — и есть стадии развития веры: от первоначального доверия, шраддхи, позволяющего нам встать на этот путь — через привязанность к преданному служению — вплоть до чистой любви к Кришне, премы.

Кроме веры, другим «термометром», с помощью которого можно измерять преданность является свобода от анартх, то есть тех неблагоприятных материальных наклонностей, которые с незапамятных времен накопились в нашем сердце. Часто преданные спрашивают, как понять на каком духовном уровне я нахожусь. Ответ такой: нужно посмотреть, насколько Вы привязаны к Кришне, и насколько вы безразличны (именно, безразличны, нейтральны) к проявлениям материальной иллюзии, майи. Обратившись за помощью к старшим преданным или духовному учителю, которые обладают развитым духовным видением, а также руководствуясь разумом, который дает нам Кришна, мы сможем получить ответ на этот важный вопрос, и таким образом сориентироваться в каком направлении и как двигаться дальше.

Садхана и садхйа

Следует понимать, что процесс духовного прогресса непрерывен, и поэтому между приведенными ниже стадиями не всегда существуют четкие границы. Ачарьи, предыдущие великие духовные учителя, часто приводят две более широкие категории уровней духовного прогресса: садхана и садхйа.

Садхана буквально означает «практика». Шрила Прабхупада сравнивает обусловленное состояние живого существа с болезнью амнезии или потери памяти. Иногда после катастрофы или тяжелого нервного потрясения человек может лишиться памяти прошлого. Он не будет помнить, как его зовут, откуда он родом, кто его родные и друзья. Для того чтобы помочь такому больному пробудить эту память, его помещают в привычную для него в прошлом обстановку: старая квартира, вещи, люди. Ему начинают рассказывать истории о его прошлой жизни, о его родных. Его побуждают заниматься той деятельностью, которая раньше для него была привычной. Постепенно, постепенно, память о прошлом приходит к нему, и человек возвращается к нормальной для него жизни.

Подобным образом, мы забыли свои вечные взаимоотношения с Господом. Мы не помним, кто мы такие в духовном мире, как нас зовут, какие преданные являются нашими вечными друзьями, как нам нравится служить Кришне. Но по мере того, как мы практикуем процесс преданного служения: слушая о Кришне, повторяя Его святые имена, читая повествования о Нем, общаясь с Его преданными, поклоняясь Ему в образе Божеств, и окружая себя предметами, напоминающими нам о Нем, мы постепенно пробуждаем в себе эту память. Состояние, когда мы полностью пробуждаем в себе дремлющее сознание Кришны, называют садхйей результатом или совершенством садханы (практики).

Первые восемь ступеней — с шраддхи по асакти относятся к категории садханы или практики, а бхава, према, а также последующие, о которых мы упомянем лишь вкратце, — к категории садхйи или совершенства. Четко выраженная граница существует между уровнями асакти и бхава, а также бхава и према, поэтому ачарьи, часто делят уровни преданного служения на три категории — садхана-бхакти, бхава-бхакти и према-бхакти.

Замечание о понятии чистого преданного служения

Очень часто в среде преданных можно услышать выражение «чистый преданный», в которое вкладывается, казалось бы, самый разный смысл. Иногда говорят: «Ну, мы ведь все не чистые преданные». А с другой стороны есть одна история про Шрилу Прабхупаду, когда его спросили:

— Шрила Прабхупада, сколько в мире существует чистых преданных?
— Он обратился к своему секретарю.
— Сколько сейчас преданных в Международном Обществе Сознания Кришны?»
— Пять тысяч, Шрила Прабхупада.
— Значит в мире есть пять тысяч чистых преданных.

Как же правильно понимать это выражение? На какой ступени начинается чистое преданное служение? И что тогда нечистое преданное служение?

Ответ таков. Все девять ступеней описывают чистое преданное служение. Альтернативой чистому преданному служению является смешанное преданное служение. То есть, когда помимо мотива удовлетворить Кришну к нашей деятельности примешиваются корыстные желания. Но если материализм принять за черное, а чистую бхакти за белое, то смешанное преданное служение — это не что-то серое. Это скорее смесь черных и белых кусочков, когда временами мы действуем под влиянием чистых мотивов, а иногда — эгоистических.

Такимо образом даже находясь на самом первом уровне шраддхи, несмотря на все наше невежество, если мы искренне стараемся сделать что-то для Кришны или для преданных, и при этом не проявляем зависти, это будет чистым преданным служением. С другой стороны, если мы совершаем оскорбления в преданном служении или сохраняем какие-то нежелательные привычки, даже когда знаем о них, даже если мы находимся на уровне асакти, то такое преданное служение будет смешанным. Еще раз напомним стих из 11 Песни Бхагаватам: «Устойчивость в своем положении — есть истинная добродетель, а отклонение от своего положения — есть истинный порок. Таким образом однозначно определяются и одно, и другое».

Вместе с тем, совершенно естественно, что на более высоких ступенях развития бхакти мы все в меньшей степени подвержены влиянию материальных привычек. Поэтому на уровне ништхи мы уже почти свободны от их влияния, на уровне бхавы мы свободны от них полностью, а на уровне премы мы настолько поглощены любовным преданным служением Кришне, что просто не видим этой материальной энергии. Поэтому хотя первой стадией развития чистого преданного служения является шраддха, человек достаточно утверждается в нем лишь на уровне ништха. Таким образом разрешается это кажущееся противоречие.


Оставить комментарий