Определение веры

Шрила Прабхупада определяет веру как «доверие к чему-то возвышенному». Вера лежит в области эмоций, ее нельзя объяснить рационально. Ее вообще нельзя объяснить, потому эмоции относятся к функции ума, а объяснения — к функции разума. Эмоции, вера, доверие, любовь, предпочтения, привязанности, ценности — все это вещи одного порядка. Вера означает, что мне что-то нравится, а что-то не нравится. Почему? А не почему! Просто… И поскольку мы все индивидуальности, то и вера наша будет индивидуально окрашена.

Возникновение веры

Каким образом появляется вера? Вспомним, что вера — это положительные эмоции к какому либо объекту. Что нас будет привлекать, будет зависеть от состояния нашего сознания. Кого-то привлекает бутылка водки, кого-то деньги, кого-то классическая музыка, а кого-то повторение Харе Кришна мантры. Поэтому Кришна описывает, что вера может быть четырех видов — в добродетели, страсти, невежестве и трансцендентная. Но состояние нашего сознание само находится под влиянием тех живых существ и предметов, которые находятся рядом с нами. Оно никогда не пассивно. Цикл восприятия — переживания — волеизъявления — действия постоянно продолжается.

В Хари Бхакти Судходайе есть знаменитый стих, который гласит: «Человек подобен кристаллу хрусталя, который отражает свойства объектов, находящихся рядом с ним. Поэтому следует общаться со святыми личностями, которые более продвинуты, чем вы, любят вас и имееют сходный образ мыслей». Подобным образом, Шрила Прабхупада объяснял, что, общаясь с пьяницами, вы станете алкоголиком; общаясь с бизнесменами, у вас появится страсть к деньгам; а общаясь со святыми личностями, у вас появится тяга к духовной практике.

Однако в жизни мы видим, что это не всегда так. Причин этому может быть две:

  • Во-первых, мы можем находиться под влиянием столь глубоких привязанностей, что для того, чтобы они изменились под влиянием окружения, потребуется очень длительное время, быть может не одна жизнь.
  • Во-вторых, у живого существа всегда остается свобода выбора и поэтому оно может отвергнуть влияние, которое оказывает на него его окружение.

Поэтому даже в самом развращенном обществе всегда находятся люди, сохраняющие благородство и религиозные принципы. И, напротив, у благочестивых родителей, не смотря на всю их заботу, могут вырасти дети — отпетые негодяи. Но в общем, правило остается и в соответствии с нашим окружением у нас развивается вера, то есть положительные эмоции к определенным объектам — находящимся под влиянием разных гун или трансцендентным: санга санджайате камах или «с кем поведешься, от того и наберешься». Поэтому священные писания столь строго предупреждают нас, чтобы мы тщательно выбирали свое общение.

Неприязнь

Обратной стороной веры является неприязнь, когда мы питаем к чему-то тоже эмоции, но отрицательные. Таким образом все, что здесь говорится о появлении о развитии веры будет точно также относиться к появлению и развитию неприязни.

До тех пор, пока мы находимся под влиянием трех стихий материальной природы, наша вера обязательно будет сопряжена с неприязнью — в разных пропорциях. Под влиянием стихии невежества мы практически не испытываем никаких положительных эмоций. Мы раздражены, испытываем страдания и замешательство. Под влиянием стихии страсти мы будем испытывать доверие ко всему, что удовлетворяет наши чувства и нас будет отталкивать все, что препятствует чувственному удовлетворению. Под влиянием стихии добродетели мы умиротворены и практически не испытываем отрицательных эмоций. Практически — потому что лишь на трансцендентном уровне мы будем лишены всех примесей страсти и невежества. На трансцендентном уровне зависти нет совсем, потому что преданный полностью доверяет процессу преданного служения Верховной Личности Бога, и видя все, как Его разнообразные энергии, испытывает по отношении ко всему лишь положительные эмоции.

Как развивается вера

Иногда говорят, что человек — существо рациональное. Это так, человек, в отличие от животного, обладает гораздо более развитым интеллектом. И вместе с тем, если Вы пристально присмотритесь к себе, то Вы признаете, что Вами сперва движут эмоции. Например, почему Вы покупаете именно этот костюм, именно эти благовония? А просто потому, что он вызывает у Вас положительные эмоции. Или может быть не он, может быть продавец или сама обстановка в магазине. Одним словом, что-то Вам нравится, и вы решаете купить этот товар. Затем уже может включиься разум, и Вы приведете себе достаточно доводов, объясняя свое желание. Что товар дешевый, но добротный, что на него есть гарантия, или что он Вам идет.

Таким образом, в корне любых поступков лежит первоначальная вера. Шрила Прабхупада приводил пример с цирюльником. В Индии в деревнях до сих пор есть цирюльники, которые предоставят Вам услуги «стрижки и бритья». Они довольно ловко побреют Вас, орудуя острейшим лезвием опасной бритвы. Вы садитесь, и он подносит к вашему горлу острие. Для того, чтобы решиться на это, Вы сперва должны иметь какую-то веру: «Он хороший человек. Он меня не прирежет».

Таким образом вера, доверие всегда идет перед знанием, перед разумом. Если Вы мне не доверяете, то не важно, что бы я Вам не говорил, Вы просто не будете меня слушать. Аргументы типа: «А Вы сперва докажите!…» как правило имеют ту же силу, как и высказывания типа: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда». Дело в том, что Вы и так уже однозначно решили все для себя и Ваша вера защищает вас от каких либо еще вариантов.

Интересно, как Шрила Прабхупада в своем введении к «Бхагавад-гите» описывает условие, необходимое для того, чтобы понять «Гиту». Он говорит, что для этого необходимо хотя бы теоретически принять, что Кришна — Верховная Личность Бога. Если Вы хотя бы теоретически принимаете: «Ну, почему бы и нет? Почему бы не почитать эту книгу? Почему бы не попробовать этот путь?», — то тогда Вам удастся по крайней мере проверить, правда ли там написана. Но если у Вас не будет этого первоначального доверия, то тогда вообще никаких шансов.

Таким образом вначале идет доверие. И затем уже мы сможем объективно применить свой разум и проверить на практике, верно ли то, что нам говорят или нет. Сомнение — это, несомненно, признак разума. Но сомневаться лишь в том, что лежит за рамками нашего привычного опыта — это еще не самый великий разум. Шрила Прабхупада приводил в пример сову. Сова — это ночная птица. Днем ее глаза закрыты. Если Вы подойдете днем к сове, и скажете ей:

— Эй, посмотри! Солнце на небе! — Она ответит
— Какое солнце? Нет никакого солнца! Это все мифы и сказки!
— Да нет же, открой глаза, посмотри: вот оно!
— Нет, Вы сперва докажите мне, что оно есть, тогда я открою глаза…

Это пример сомнений, доведенных до абсурда, и они лишь закроют нам путь к достижению и постижению нового. Если мы хотим сомневаться, то почему бы нам не начать сомневаться с себя: «А что, если я не прав!? Все же, мои чувства не совершенны, я могу невольно обманывать себя и других, и вообще человеку свойственно ошибаться». Такие сомнения в себе являются оборотной стороной доверия к другим.

Слепая вера (или положительные эмоции в отношении кого-либо или чего-либо) вряд ли долго сохранится. Потому что мы по своей природе деятельны. И переживание эмоций — это лишь один из аспкектов нашей сознательной деятельности. За эмоциями всегда следует опыт, за которым опять следуют эмоции и так до бесконечности. Для того, чтобы вера сохранилась и развивалась, она должна подтверждаться на практике, а также объясняться разумом. Предположим, Петя говорит мне, что Вася хороший человек. Я доверяю Пете, его положительные эмоции в отношении Васи передаются ко мне, и я начинаю испытвать доверие к нему. Но вот Вася м еня обманывает (и я испытываю отрицательные эмоции). Ну, первый раз, я еще смог как-то объяснить себе это. Во второй раз, еще тоже можно понять. Но в третий, в четвертый!… Так я теряю доверие не только к Васе, но и Пете.

Таким образом слепая вера всегда временна. И это хорошо, потому что тогда мы можем быть уверены, что не совершим роковой ошибки, которая приведет к необратимым последствиям. Поэтому можно спокойно принять что-то просто на веру на какое-то время  и поэксперементировать. Если объект этой веры истинен, то вера автоматически будет подтверждаться практикой и разумом и будет нарастать. Если же объект веры иллюзорен, то рано или поздно мы убедимся в этом на практике или поймем это с помощью разума.

И, конечно, помимо практики и разума, наша вера будет укрепляться, если мы будем находиться в окружении, благоприятствующему ее развитию. И, напротив, наша вера будет разрушаться или изменяться, если мы позволим себе поддаваться влиянию людей, разделяющих иную систему ценностей, или неблагоприятному окружению.

Например, если вы хотите утвердиться в философии «ешь, пей веселись и ни очем не думай», то мы можем порекомендовать вам следующее. Не ешьте все подряд. Старайтесь есть больше мяса. Можно сырого с кровью — приправьте только луком и чесноком. Супы и бульоны лучше готовить сразу на несколько дней. Гастрономический душок будет способствовать перевариванию пищи. Каждый вечер обязательно выпивайте рюмку коньяка — это будет способствовать очищению крови. Чаще ходите в бары и рестораны, играйте в «Бонзу на деньги». Смотрите телевизор, особенно вечерние и ночные передачи — новости, фильмы ужасов, боевики, и, конечно, эротику — это в особенности возбудит и подогреет ваши чувства. Мойтесь и меняйте белье как можно реже — раз в недею или в месяц. И не будьте в одиночестве — окружите себя партнерами противоположного пола, разделяющими ваши воззрения и меняйте их как можно чаще. Разнообразие придает остроту жизни. И последнее.

Никогда не думайте о тех страданиях, которые испытывают животные когда им перерезают глотки на бойнях, когда они едут на конвейере, подвешанные за задние ноги, кровь фонтаном бьют у них из горла, и все тело изгибается в агонии.  Не думайте о своих преклонных днях, когда ваше дряблое тело, больное и немощное, уже не сможет наслаждаться, и все отвернутся от вас с отвращением. И, наконец, не думайте о мучительной смерти, которая отнимет у вас все, чего вы достигли в этой жизни, и откроет перед вами дорогу в самые мрачные районы этого материального мира, путешествие по которой будет длиться почти вечность…

Заключение

Итак вера — это доверие или положительные эмоции, которые мы испытываем к кому-либо или чему-либо. В противоположность этому зависть — это, когда мы испытываем отрицательные эмоции к чему-либо. Вера будет определяться индивидуальным состоянием нашего сознания, которое в свою очередь формируется под влиянием нашего окружения. Вначале мы принимаем что-то на веру, а затем в процессе практического опыта и с помощью разума наша вера будет расти или, наоборот, уменьшаться. Другим фактором, влияющим на развитие веры будет наше окружение — благоприятное окружение будет способствовать развитию веры, а неблагоприятное — ее разрушению.


Оставить комментарий