Сравнительный анализ кармы, гьяны и бхакти

Уделим теперь несколько строк сравнительному анализу кармы, гьяны и бхакти. Шрила Прабхупада приводил историю, замечательно иллюстрирующую различия между ними.

Представьте себе, что на дороге лежит кошелек. Гладкий, черный, блестящий кошелек, набитый звонкими монетами. Мимо ходят люди. И люди бывают разные. Кто-то остановится, словно невзначай. Наступит на него, невинно посмотрит по сторонам. Затем нагнется, делая вид, что поправляет развязавшийся шнурок… И вот он уже идет дальше с кошельком в кармане. Другой человек заметит кошелек и подумает: «Кто-то кошелек обронил. Пусть лежит, деньги то не мои», — и пройдет мимо, погруженный в свои мысли. Третий же человек увидит кошелек, поднимет его вверх и начнет спрашивать у окружающих, не потеряли ли они деньги. И даже никого не найдя, отнесет его в ближайший стол находок.

Подобным образом карми используют творение Господа, а то и Самого Бога, для своих чувственных наслаждений. Гьяни отвергают любое многообразие, считая его иллюзией. Но преданные используют все, что дал им Господь — тело, ум, чувства, слова, собственность, семьи, положение — в служение Кришне. Поскольку они не питают материальных желаний, они полностью умиротворены. Напротив, карми, желающие материального счастья, и гьяни, желающие освобождения, никогда не смогут до конца обрести покой и счастье.

Плоды кармы и гьяны преходящи, и на пути достижения их лежит множество препятствий. Но никто и никогда не может отнять у живого существа его возможности служить Кришне. Это его естественное и вечное положение. Даже когда оно это не осознает.

Еще одна особенность пути бхакти состоит в том, что раз встав на него, нам не придется больше оставить его. Начать заниматься преданным служением может кто угодно, даже самый последний из грешников. Начиная служить Кришне под руководством других преданых, он постепенно очищается, и достигает совершенства — чистой любви к Богу. Таким образом, на начальной стадии бхакти выступает как метод, а на конечной — как результат.

Не так дело обстоит в случае кармы и гьяны. Во-первых кандидат должен обладать определенными качествами. Для пути кармы человек должен быть очень благочестивым, причем благочестивым не по нынешним стандартам, когда считается, что «ничего, что он пьет, курит — главное человек хороший!» Для пути гьяны кандидат должен быть действительно отрешенным от этого мира — не только в словах и поступках, но даже и в мыслях.

Затем, на пути кармы, достигая своей цели, чувственных наслаждений, человек прекращает работать, чтобы после долгих трудов, наконец, насладиться плодами. А на пути гьяны плодом всех философских поисков является слияние с безличным Абсолютом, когда уже нет разницы между знанием, познающим и объектом познания. Таким образом эти пути действуют лишь как метод и прекращаются на стадии результата, и стало быть невечны. И даже если благочестивому карми или отрешенному гьяни повезет и они встретятся с преданным Господа который привлечет их на путь бхакти, временная природа этих путей остается в силе.


Оставить комментарий