Шри Шри Радха-Шьямасундара в Москве

«Энергия, именуемая хладини, доставляет Кришне духовное блаженство. Посредством этой энергии наслаждения Кришна Сам испытывает все духовные наслаждения. Сутью энергии наслаждения является любовь к Богу (према). А сущность любви к Богу называется махабхавой, духовным экстазом, и олицетворением этого экстаза является Шримати Радхарани» («Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 8.158, 160-161).
«Некоторые ачарьи говорят: «Это тьма и свет». Те, кто изучает Веды, говорят: «Это майя и духовное сияние». Но мы говорим: «Это Шри Радха сияет миллионами ярких молний в лесу Вриндавана в обществе Кришны, чья красота подобна лучезарной ночи»» (Шрила Прабодхананда Сарасвати, «Шри Вриндавана-махимамрита»).

И вот — снова Джанмаштами. И вот — уже в который раз — Их Светлости Шри Шри Радха-Шьямасундара на целый месяц превратили во Вриндаван бывшую заброшенную автостоянку на Ходынском поле! Украшенные цветочными гирляндами и прекрасными ожерельями, в маленькой резной беседке, Они дают Свой даршан всем, кто хочет получить Их милость. «Пусть все миры медитируют на Божественную чету, сияющую великолепием золота и сапфира, которая Своей сладкой юностью и чарующей красотой сводит с ума миллионы Рати и Купидонов. И пусть все миры падают к Их лотосным стопам» (Шрила Прабодхананда Сарасвати, «Шри Вриндавана-махимамрита»).

Когда-то Шрила Прабхупада написал одному ученику: «Никогда не смотри на Божество как на камень или кусок дерева. Каждый поклоняющийся должен помнить, что Кришна лично присутствует в храме в образе Божества. Просто Он милостиво предстал перед нами в этой форме, чтобы мы смогли Его увидеть. Это Его милость. Иные Его формы недоступны нашему восприятию». В этих нескольких строках Шрила Прабхупада во всей полноте раскрыл особенность этого удивительного воплощения Господа — арча-аватары, которое нисходит в материальный мир, чтобы позволить нам, привыкшим мыслить в телесных категориях, предлагать Ему свое скромное служение.

Божества Кришны

Поклоняться Кришне начали давно. Известно, что у Самого Кришны в Двараке стояло Его мурти, которому поклонялась одна из жен Господа (по одной версии — Рукмини, по другой — Сатьябхама). Сейчас это Божество стоит в городе Удупи, где Ему с великой пышностью поклоняются последователи Мадхвачарьи.

Правнук Господа Кришны, Махараджа Ваджранабха, чтобы достойно отметить деяния своего великого прадеда, установил в местах Его игр, во Вриндаване, несколько Божеств, многим из которых поклоняются по сей день. Эти Божества изваяны из редкого камня, не поддающегося разрушению. Четыре «Дева» — главных Божества Враджи, установленные Ваджранабхой — это Шри Харидева на Говардхане (изначальное Божество переправлено в Радждхани, близ Канпура), Шри Кешава-дева в Матхуре (изначальное Божество было переправлено в Радждхани, ныне утеряно), Шри Дауджи-Баладева в деревне Белдео и Шри Говинда-дева во Вриндаване (сейчас в Джайпуре).

Также Ваджранабха установил двух «Натхов» — Шри Натхджи на Говардхане (сейчас Ему поклоняются последователи Валлабхачарьи в городе Натхадвар) и Гопинатху (ныне в Джайпуре).

Кроме того, император установил двух Гопалов — Мадана-гопала (сейчас — в Кароли) и Сакши-гопала (сейчас — в деревне Сакши-гопал, близ Пури).

Чтобы оградить святую землю от завистливых и грешных материалистов, Ваджранабха установил там божества Шивы (Чакалешвара, Камешвара, Бхутешвара и Гопишвара) и Йога-майи (Манаси-деви, Вринда-деви, Патала-деви и Йогамайя-деви).

Обитель Бога

Многие века Матхура процветала, и поклонение Господу Кришне совершалось там со всей пышностью. Однако несколько тысяч лет спустя век Кали попытался внести смятение в вечную обитель Господа, приняв облик орд мусульманских солдат. Неоднократно Матхура и ее окрестности подвергались их жестоким набегам, каждый из которых был опустошительнее предыдущего. Божества прятали в джунгли, закапывали в землю, либо старались увезти подальше. Неудивительно — солдаты-фанатики, желавшие навсегда покончить с ненавистной им религией вайшнавов, отдавали драгоценные Божества мясникам — чтобы те использовали их как гири при разделке коров.

Ко времени Господа Чайтаньи Вриндаван и его окрестности превратились в пустынный, заброшенный край, где не было ничего, кроме нескольких деревень. И, казалось, время навсегда укрыло те места, где когда-то Господь Кришна являл Свои неземные игры.

Шрила Прабхупада пишет: «В «Чайтанья-чаритамрите» (Мадхья-лила) говорится, что когда Шри Чайтанья Махапрабху впервые посетил Враджа-бхуми, Ему не сразу удалось найти Радха-кунду. Это значит, что Шри Чайтанья Махапрабху хотел во что бы то ни стало установить точное местонахождение Радха-кунды. В конце концов Он отыскал это святое место. От озера к тому времени остался небольшой пруд. Совершив в нем омовение, Чайтанья Махапрабху сообщил Своим преданным, что это и есть подлинная Радха-кунда. Позднее преданные Господа Чайтаньи, первыми из которых были шесть Госвами, в частности, Рупа и Рагхунатха дас, расширили этот пруд». Вернувшись из Вриндавана, Господь Чайтанья многих Своих преданных просил отправиться во Вриндаван, чтобы вновь найти забытые места игр Кришны.

Скоро Вриндаван ожил. Преданные — последователи Махапрабху — разыскали основные места лил Господа, построили храмы, нашли утерянные Божества.

Божества Радхарани

Следует заметить, что Господу Кришне раньше поклонялись одному — без Шримати Радхарани. Господь Чайтанья и Его последователи были первыми, кто широко заявил миру о превосходстве любви Шримати Радхарани над всеми прочими видами бхакти. Гаудия-вайшнавы, вероятно, были первыми, кто стал устанавливать мурти Радхарани рядом с Кришной. Известно, что Джахнава Мата «подарила» Радха-мурти Шри Гопинатхе. А в «Бхакти-ратнакаре» рассказывается следующая история:

Пурушоттам Джан, сын Махараджи Пратапарудры Орисского, как и его отец, был великим вайшнавом. Когда он узнал, что Мадана-гопал и Говинда-дева во Вриндаване стоят одни, без Радхи, он послал два божества Радхи, чтобы их установили рядом с Кришной. Когда божества были уже совсем рядом с Вриндаваном, Мадана-гопал сказал Своему пуджари во сне:

— Люди считают, что те два Божества, которые скоро прибудут во Вриндаван — это божества Радхи. На самом же деле, одно из них — Радха, а другое — Лалита. Опереди всех и привези их сюда. Меньшее Божество — это Радха. Поставь ее слева от меня. Другое — Лалита. Ее поставь справа.

Пуджари ничего не оставалось, как подчиниться этому приказу, поэтому оба Божества были установлены рядом с Мадана-гопалом. После этого Мадана-гопала стали называть Мадана-Мохан.

Затем Пурушоттам Джан решил послать другое Божество Радхи для Говинда-дева. Но он не знал, где Его найти. Тогда Радхарани явилась к нему во сне и сказала:
— Я здесь, в Чатрабеде, рядом с Пури, живу уже долгое время. Люди поклоняются мне как Лакшми. Они не знают, что я — Радха. Позаботься о том, чтобы я оказалась рядом с Говинда-девом.

Пурушоттам Джан послал то божество Радхи во Вриндаван. Оно было должным образом установлено рядом с Говиндаджи, и для того, чтобы отметить это событие, был проведен большой праздник. Именно по этому случаю Шрила Рупа Госвами написал молитву «Чату-пушпанджали», прославляющую неотразимые достоинства и красоту Шримати Радхарани.

Редкий шанс

С тех пор многие вайшнавы с любовью и преданностью служат Шримати Радхарани и Кришне, мечтая когда-нибудь увидеть их неземные, божественные игры. У нас тоже есть шанс увидеть Божественную чету и вознести ей молитвы о чистом и бескорыстном служении Им.

Прабодхананда Сарасвати говорил: «В своих прошлых жизнях ты уже обрел известность и славу, так почему же ты жадно стремишься обрести их вновь и вновь? Ты украшал с ебя цветочными гирляндами, сандаловой пастой и наслаждался обществом красивых женщин. Так почему же ты до сих пор не чувствуешь удовлетворения?.. Даже ученые и мудрые люди становятся жертвами майи, иллюзорной энергии. Поэтому, дорогой друг, не останавливайся даже на мгновение, не слушай этих ученых и «мудрых» людей, просто беги в лесные рощи Шримати Радхарани. С великой решимостью откажись от всепожирающего сознания материальной жизни «я», «мне», «мое». Затем переправься через океан рождения и смерти, и устремись в исполненную блаженства обитель Вриндавана. Я никогда не оставлю Вриндаван, где сияющая золотом и сапфирами юная Божественная чета, похитившая мое сердце, наслаждается Своими трансцендентными играми, и чьи глаза подобны птицам чакора, созерцающим луны Их очаровательных лиц».

А сейчас Вриндаван пришел в Москву. Шри Шри Радха-Шьямасундара ждут Вас, Своих слуг, чтобы даровать Вам Свою милость и осыпать вас благословениями. Помните, что Шримати Радхарани очень добра, и по ее благословению вы можете обрести любовь к Господу Кришне. Не упускайте своего шанса! Радхарани всегда присутствует в нашем храме как Господь Чайтанья, Шачи-Сута. Но сейчас, в этот месяц, Махапрабху и Шри-Шри Радха-Кришна присутствуют на алтаре одновременно. Несомненно, это дает особую возможность получить ее милость. Приходите!


Оставить комментарий