Особая милость Господа

«Когда преданный от всего сердца служит Кришне, одевает Его в чудесные одежды и дарит Ему цветы, Кришна улыбается. Если вам хотя бы раз удастся заставить Кришну улыбнуться, то цель вашей жизни достигнута,» — эта небольшая цитата из лекции Шрилы Прабхупады позволяет нам почувствать необыкновенную духовную тайну, связанную с поклонением Божествам.

Кришна личность, и это означает, что Он обладает уникальным именем, формой, качествами, играми и т.д. Атеисты и имперсоналисты, которыми в той или иной мере сейчас является большинство людей, не могут понять личностной природы Господа. Они бросают вызов: «А почему ваш Кришна явился во Вриндаване, а не в Брянске, например? Чем Брянск хуже? Почему Он темно-синий? Чем ваши Божества отличаются от каких-то других статуэток?» Интересно, как они себя будут чувствовать, если вечером у подъезда к ним начнет задираться возбужденного вида парень в окружении компании себе подобных: «Эй ты, а почему это ты в синей куртке ходишь, и нос у тебя какой-то слишком прямой? Чего это ты на меня посмотрел? А ну ка подойди сюда!»

Это проявление нашей зависти к Кришне — нам трудно даже признать Его желания, не говоря уже о том, чтобы принять их как свои. Кришну не возможно увидеть материальными чувствами. Материальные чувства не видят ничего, кроме объектов чувственных наслаждений. Тем не менее, Кришна милостиво является перед нами в Своей форме арча-виграха или форме Божеств, чтобы Своей красотой насильно пленить наши чувства и очистить их. Кришна специально является в форме Божеств, чтобы принимать от нас служение в тех материальных телах, в которых мы в настоящее время находимся. Полностью занятое в поклонении Божествам, это материальное тело, грубое и тонкое, одухотворяется.

Являясь в Своей форме Божеств, Кришна дает также наставления, как поклоняться Ему в этой форме. Эти наставления можно найти в Шримад Бхагаватам, Нарада-панчаратре и других шастрах. Следование всем скрупулезным правилам и предписаниям арчаны может поначалу показаться кому-то механическим процессом, но в действительности это не так. Для того, чтобы научиться играть на фортепиано, вначале нужно механически тренировать пальцы, играя занудные гаммы и упражнения. Но очень скоро эти основы становятся естественными, и человек начинает играть, вкладывая всю свою душу. Таков же и метод арчаны или вайдхи-бхакти, только он естественен для каждой души и природа его результатов вечна, исполнена знания и трансцендентого блаженства.

В действительности, скрупулезные предписания по поклонению Божествам: будить Божества во столько-то, произносить такие-то мантры в такой-то последовательности, кормить во столько-то — это огромная милость для нас. Представьте себе, если бы Кришна спонтанным образом все время будил нас в самое произвольное время, и просил: «Хочу сладкого риса! Прямо сейчас! А теперь переодень Меня в другие одежды! А теперь спой Мне Шри-Радхика-стотру! Почему ты поешь таким сонным голосом?» Как долго мы бы смогли продержаться? Но именно такова природа любви, с которой преданные служат Кришне в духовном мире: «Ты можешь грубо обнять меня или разбить мое сердце, не показываясь мне на глаза. Ты можешь делать со мной все, что пожелаешь, но ты все равно всегда останешься объектом моей любви и поклонения.» Вот почему арча-виграху называют воплощением милости Господа к бестолковым обусловленным душам.

Поклонение Божествам кардинально отличается от так называемого идолопоклонничества. Идолопоклониичество подразумевает, что человек создает какой-то образ божества в соответствии со своими представлениями, и затем поклоняется ему. Этот образ столь же материален, что и само сознание этого человека. Напротив, Божества Господа нисходят из духовного мира, используя своих преданных в качестве инструментов, через которые Они проявляются в материальном мире. Преданные изготавливают образы Господа в соответствии с наставлениями, данными Им в явленных писаниях, и затем, в ходе церемонии установления Божеств, просят Его низойти и принять эту форму — временную или постоянную.

Согласно шастрам, Божества могут проявляться в восьми формах: в камне, в дереве, в металле, в глине, в краске, на песке, в уме или в драгоценных камях. Шрила Прабхупада также признавал авторитетным использование синтетических материалов для изготовления Божеств, при условии, что они прочны и долгоживущи. Шрила Бхактивинода Тхакур отмечает, что форма Господа принимется во всех религиях. Это могут быть трехмерные божества или иконы. Он отмечает, что даже в исламе, где налагается запрет на изготовление форм Господа из грубых элементов, люди все равно как то пытаются представить себе Его в уме. В той мере, в какой они навязывают форме Господа какие-то материальные качества, их поклонение носит оттенок антропоморфизма и идолопоклонничества. И оно духовно в той мере, в которой они следуют преписаниям шастр.

К категории идолопоклонничества относится также поклонение имперсоналистами, которые считают форму Господа лишь материальным инструментом, предназначеным для обретения освобождения, после чего его необходимо отбросить. Любое поклонение материальным объектам, включая независимое поклонение полубогам, попадает в эту категорию. Поклонение духовному учителю духовно, так как духовный учитель является уполномоченным представителем Господа, чтобы принимать такое поклонение. Поклонение вайшнавам и полубогам как дорогим слугам Кришны — это одна из форм поклонения Самому Господу, посокольку доставляет Ему огромное удовлетворение. Различие в поклонении лишь в том, что преданным предлагают не специально приготовленную пищу и т.д., а маха-прасад — то, что уже предложено Кришне.


Оставить комментарий