ИСККОН и индуизм

Если заглянуть в словарь, то мы обнаружим, что под индуизмом понимают многообразие верований и культурных традиций, преобладающих на территории Индии. Там же мы находим, что это слово «хинду» принадлежит к персидскому языку и обозначает реку Инд (Синдху). Шрила Прабхупада писал, что слова «хинду» нет в санскрите, и его ввели мусульманские завоеватели, которые так называли реку Синдху. На санскрите эта культура изначально называлась «варнашрама» или деление общества на четыре социальных и духовных сословия — которая в последние тысячелетия деградировала в нынешнюю кастовую систему.

Индуизм — это действительно настоящая «окрошка» разнообразных верований современной Индии, которые включают в себя такие общие моменты как: концепция перевоплощения души, система варн и ашрамов и некоторые другие. Современный индуизм является пасынком древней Ведической традиции, деградировавшим под влиянием века Кали, а также мусульманской и европейской цивилизаций. Суть всех Вед — поклонение Кришне или Вишну, Верховной Личности Бога — это тот стержень, который утерян в большинстве современных Индуистских верований. В результате этого они являются пантеистическими или имперсональными.

Определимся теперь с «географическим положением» ИСККОН в обширном океане религий, и в частности его отношением к индуизму. Изначальной религией или функцией живого существа является санатана-дхарма или вайшнава-дхарма, то есть чистое, беспримесное служение Господу или бхакти. В своем чистом виде она существует в духовном мире. В материальном мире, в соответствии с желаниями обусловленных живых существ, она оскверняется примесями кармы и гьяны. Все подлинные религиозные традиции направляют эти тенденции к карме и гьяне таким образом, чтобы постепенно очистить человека и возвысить его до уровня чистой бхакти. В то время как различные авторитетные религиозные системы даны Самим Господом в соответствии со временем, местом и обстоятельствами, наиболее научной, универсальной и действенной является культура варнашрама-дхармы. Современный индуизм — это варнашрама-дхарма, из которой ушла (или в которой размыта) сама сущность, а именно понимание того, что все предписанные обязанности имеют своей целью удовлетворение Господа. Современный ИСККОН — это варнашрама-дхарма, в которой все ее правила и предписания в соответствии с местом, временем и обстоятельствами поставлены в служение этому главному принципу.

Теперь о положении ИСККОН в философском плане. Среди шести школ Ведической философской мысли наивысшей, и передающей суть Вед является философия Веданты. Имперсональная Веданта Шанкары в лучшем случае лишь частично передает ведическую сиддханту. Помимо нее существует пять школ Веданты, не противоречащих друг другу, а скорее, подчеркивающих различные аспекты сиддханты. Из них философия Господа Чайтаньи ачинтья-бхеда-абхеда-таттва является гармоничным синтезом остальных четырех философий. Обращаясь к Нимбарка-ачарье в «Навадвипа-дхама-махатмье» Сам Господь Чайтанья говорит:

«Немного погодя, когда я начну движение санкиртаны, Я буду проповедовать Сам, пользуясь сутью ваших четырех философий. Я возьму два элемента от Мадхвы (Ачарья Брахма-сампрадайи): сокрушение философии Майавади и поклонение Божествам, как вечной духовной форме Кришны. Я приму два учения Рамануджи (Шри-сампрадая): концепция бхакти, лишенной скверны кармы и гьяны, а также служение преданным. Я приму два элемента из учения Вишну Свами (Рудра-сампрадая): чувство исключительной зависимости от Кришны и путь рага-бхакти. А от тебя (Нимбарка-ачарья — Кумара-сампрадая) я получу два великих принципа: необходимость принятия прибежища у Радхи и превознесение любви, которую питают к Кришне гопи«.

ИСККОН является преемником философии Господа Чайтаньи. Он является не единственным ее преемником, наряду с Гаудия-матхами и множеством других Его преданных, разбросанных по всей Индии и не объединенных в какие-то организационные формы. Его отличительной чертой является, во-первых, адаптированность к существованию в окружении западной культуры (которая исключительно неблагоприятна санатана-дхарме), а во-вторых, тот же значительный акцент на проповеди, который мы видим на примере жизней Самого Господа Чайтаньи и Его последователей — Шести Госвами, Нароттамы, Шринивасы и других.


Оставить комментарий