Истории (итихасы)

Истории, или Итихасы — это дополнительные ведические произведения. Они включают Махабхарату и Пураны. Поскольку ведические ритуалы нелегко понять, а Веданта-сутра является очень сжатым и сугубо философским произведением, Итихасы предлагают ведическую мудрость в форме рассказов и описаний исторических событий. Чхандогья Упанишад говорит о Махабхарате и Пуранах как о пятой Веде.

Ведические ачарьи считают, что Пураны рассказывают о подлинных событиях, происходивших не только на этой планете, но и на многих других планетах вселенной. Без сомнения, некоторые исторические сведения, относящиеся к жизни на других планетах (например, невероятно большая продолжительность жизни или способность летать без помощи механических средств) идут вразрез с тем, что мы привыкли видеть на этой планете. Но нет никаких оснований считать Пураны позднейшим добавлением к ведической литературе. То, что не укладывается в нашем уме, еще не обязательно должно быть ложью. А. Эмбри пишет: «Пураны … дают свое понимание вселенной, где сверхъестественное встречается на каждом шагу, а чудесные рождения — обычное дело». Последователи Пуран говорят, что понять их совсем нетрудно, если принять во внимание, что описываемые в них явления происходили на разных планетах, в разное время и при различных обстоятельствах. Иначе говоря: «… ученым пора отбросить предрассудки и отвести Пуранам должное место среди источников древне-индийской истории». Защитники Пуран утверждают, что великий риши Вьясадева и великие ачарьи, его современники и последователи (Шукадева, Сута, Майтрейа и, позднее Рамануджа и Мадхва) считали Пураны подлинной ведической литературой.

Пураны, главным образом, описывают сверхчеловеческую деятельность Бхагавана и Его различных воплощений. Пураны повествуют также о жизни мудрецов и преданных Бхагавана. Хотя и не существует строгой хронологии эпизодов, содержащихся в Пуранах, ведические ачарьи не считают их вымышленными. Современные историки тщетно ищут ключ к их пониманию, но потерпев неудачу, в конце концов, выдвигают свои теории их происхождения.

Махабхарата — повествование о «великом царстве Бхаратаварша» — описывает историю империи, в состав которой входил весь древний мир. Махабхарата, самая большая поэма в мировой литературе, насчитывает сто тысяч четверостиший. Согласно ведической традиции, ее автором является Вьясадева. Это эпическое произведение повествует о благочестивых Пандавах, свергших демоническую династию Куру. Куру обманули братьев Пандавов и завладели их царством, изгнав их в лес, а когда Пандавы вернулись — отказали в праве на землю. Основная часть произведения — описание восемнадцатидневной битвы между сыновьями Куру и их двоюродными братьями, сыновьями Панду. Иногда называемая Ведой Кришны, Махабхарата ярко раскрывает образ Бхагавана Кришны, особенно в своей главной части, Бхагавад-гите.

Существует восемнадцать основных Пуран, шесть из которых составлены для людей, находящихся в стихии невежества, шесть — для тех, кто находится в стихии страсти, и шесть — для людей в стихии добродетели. Лучшая и наиболее читаемая из всех ПуранБхагавата Пурана (Шримад-Бхагаватам). Она также считается непосредственным комментарием к Веданта-сутре, потому что оба произведения принадлежат перу Вьясадевы.

Основная тема Бхагаватам — описание личности Бхагавана Кришны, Его приближенных и Его преданных. Другие Пураны упоминают также различные методы поклонения полубогам, но Бхагаватам говорит только о Верховном Бхагаване. Ее первый стих (джанмадй асйа йатах) совпадает с начальным стихом Веданта-сутры. ОН указывает на то, что Вьясадева пишет непосредственно об Абсолютной Истине — источнике всего сущего. Поскольку в центре повествования Шримад Бхагаватам находится поклонение Верховной Личности Бога, Бхагавану Шри Кришне, можно утверждать, что Шримад Бхагаватам трансцендентен к разделам Вед карма-канда (описывающий жертвоприношения с целью обретения материальной выгоды), гьяна-канда (разбирающий философские вопросы) и упасана-канда (описывающий поклонение полубогам). Сама Шримад Бхагаватам (1.2.6) так определяет высочайший путь: «Лучшая из религий та, которая приводит своих последователей к экстатической любви к Богу — бескорыстной и свободной от материальных преград — ибо только это может принести удовлетворение душе».

Иногда путь бхакти, описанный в этом стихе, критикуют, говоря что он предназначен для тех, кто не в состоянии понять более высокой философии. Но согласно самой Шримад Бхагаватам, (1.2.12), подлинная бхакти основывается на понимании всей ведической литературы (иначе говоря, усвоение философии Веданты должно приводить к развитию бхакти): «Абсолютную Истину понимает только тот серьезно ищущий ученик или мудрец, который вооружен знанием и достиг отрешенности с помощью преданного служения и слушания Веданта-сутры«.

Как пишет Джордж Харт: «Бхагавата Пурана — одно из самых лучших произведений о бхакти среди всего доныне созданного. На мой взгляд, сравниться с ней могут лишь немногие другие произведения индийской литературы».

Тем не менее, читатель должен понимать Шримад Бхагаватам в свете философии Веданты. Веданта-сутра раскрывает Абсолютную Истину с помощью безупречной логики и неопровержимых доводов, а Шримад Бхагаватам — детальный и пространный комментарий к ней. Профессиональные чтецы Шримад Бхагаватам подробно останавливаются главным образом на главе о раса-лиле, которая описывает знаменитый танец Кришны с девушками Вриндавана. Вырванный из контекста, этот раздел (Песнь Десятая, главы 29-35) становится настоящим препятствием для понимания Бхагавана Кришны и ведической сиддханты.

Шримад-Бхагаватам начинается там, где заканчивается Бхагавад-гита. Бхагавад-гита утверждает, что человек, которому ведома трансцендентная природа явления и деяний Бхагавана Кришны, может вырваться из круговорота рождений и смертей. Шримад Бхагаватам начинается с утверждения того, что Бхагаван Кришна является причиной всех причин, а затем в нем повествуется о трансцендентных играх, совершенных им со времени Своего появления до самого ухода. Поэтому Шримад Бхагаватам иногда называют следующей ступенью познания после Бхагавад-гиты.

Шримад Бхагаватам говорит о Бхагаване Кришне как о конечной цели Вед и Веданты. Так как только Бхагаван Кришна проявляет все качества Господа, о Нем говорится как об источнике всех воплощений, включая экспансии Вишну. Эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван свайам: «Бхагаван Кришна есть суммум бонум (высшее благо)». Это главная тема Бхагаватам.


Оставить комментарий