Второе оскорбление

Считать имена полубогов равными или независимыми от имени Господа Кришны.

Полубоги — это такие же обусловленные живые существа, как и мы с Вами, разве что более могущественные. Пока живое существо находится в одном теле, оно носит одно имя. Когда оно меняет тело, оно меняет и имя. Кришна же вечен и абсолютен, поэтому Его имя также вечно, абсолютно. Кришна сделал так, что Его имя неотлично от Него, поэтому, когда мы произносим Святое имя (без оскорблений), Сам Кришна начинает танцевать у нас на языке. По мере духовного продвижения мы начинаем осознавать это все больше и больше. Таким образом, если мы приравниваем имена полубогов или каких-то выдающихся людей, к имени Кришны, то этим мы бросаем вызов уникальнму положению Святого имени, и, следовательно, совершаем оскорбление. Вместо этого следует принять исключительное прибежище у Святого имени.

Хотя кто-то может подумать, что для российских преданных это не должно быть особо большой проблемой. Тем не менее такие проблемы периодически возникают. Одна из ситуаций, которые приводят к этому — это когда преданные едут в Индию в паломничество самостоятельно, вне ИСККОН. Очень часто после таких поездок они возвращаются с полной окрошкой в голове — из разных полубогов, мантр, тантр и т.д. То, что мы получили ясное понимание Ведической сиддханты — это уникальная милость Шрилы Прабхупады и ИСККОН. Это нельзя недооценивать. Вспомните, что в течение двух столетий лучшие умы Британской мысли пытались самостоятельно понять Ведическую культуру. Все, до чего они смогли додуматься — это определить индусов как исповедующих многобожие с окончательной целью, в лучшем случае, слияния с безличным Абсолютом.

Другая более реальная проблема связана с услугами так называемых Ведических астрологов — как индусов, так и их последователей на Западе. Джьотиш или Ведическая астрология лежит в области карма-канды, ставя своей целью постепенно (пусть даже за несколько жизней) поднять людей до уровня мокши или освобождения. Как правило прописываемые астрологами в качестве «лекарственных» средств мантры, янтры, драгоценные камни — это формы поклонения полубогам. И даже если это мантры Кришны или Его аватар, то большинство астрологов относятся к ним наравне с мантрами полубогов: вайшнавам они рекомендуют одни мантры, шиваитам другие, а шактам третьи. Это типичная очень распространенная в Индии форма имперсонализма, и подобные мантры представляют из себя даже не нама-абхасу, а нама-апарадху.

Шрила Прабхупада не давал нам никаких мантр кроме маха-мантры и мантр Господу Нрисимхе, которому мы можем молиться о защите. Все остальные мантры автоматически включаются в них, и утверждения, что другие мантры «помогают» повторению Харе Кришна мантры — это просто обман, лишенный какой-либо авторитетной почвы. Повторяя мантры планет или полубогов, или нося кольца с камнями, которые их представляют, преданный начинает ощущать себя немножко «предателем» по отношению к Кришне — и это действительно так. Есть одна замечательная история про ученика Нароттама даса Тхакура, Сантоша Рая, которая показывает пример безраздельной веры преданного в гуру и Кришну.

Сантош Рай был правителем небольшой провинции в Бенгалии. Вместе со своим братом и отцом они были отпетыми негодяями, и наводили ужас на все окрестности. Сколотив вокруг себя целую армию разбойников, они грабили, убивали, нападали на соседние провинции, и даже держали в ужасе самого Наваба Бенгалии. Говорится, что по своим злодеяниям они были хуже, чем Джагай и Мадхай.

Однажды Сантош Рай серьезно заболел. Он начал чахнуть и чахнуть. Местный врач определил, что в него вселился дух брахма-ракшаса. Отец призывал различных изгонятелей духов, но все их усилия были напрасными. Сантош Рай умирал на глазах. Семейство Раев поклонялось богине Кали, и однажды ночью она явилась во сне к отцу Сантоша в своем устрашающем облике. Богиня Кали громовым голосом сказала: «Как долго вы еще собираетесь продолжать свои злодеяния? Хотя вы и поклоняетесь мне, даже моему терпению приходит конец. Единственное средство для вас избавиться от нестерпимых адских страданий — это начать поклоняться Кришне, приняв прибежище у Нароттама даса Тхакура. Кроме того, он — единственный, кто может избавить Сантоша от вселившегося в него духа.» Произнеся эти слова, Богиня Кали исчезла, а отец Сантоша проснулся в холодном поту.

Он сразу же послал своих людей к Нароттаму дасу Тхакуру, но, зная о дурной репутации Раев, преданные отказались пускать их к нему. Однако этой ночью Господь Чайтанья Сам явился во сне к Нароттаму, и попросил его отправиться к Раям и вылечить Сантоша от болезни. Он уверил его в успехе. На следующее утро Нароттам вместе со своими преданными, немедленно отправились в путь. Когда он предстал перед Сантошем, то брахма-ракшас через его уста начал описыать свою прошлую греховную жизнь, и пообещал немедленно покинуть тело Сантоша, если Нароттам благословит его родиться в Кхетуре (деревня, где жил Нароттам) и получить возможность общаться с Вайшнавами. Нароттам дал свои благословения, и дух немедленно покинул Сантоша.

После этого все семейство Раев немедленно приняли прибежище у Нароттама и устроили трехдневных праздник санкиртаны. С этих пор они стали совершенно другими людьми. Звуки святого имени никогда не сходили с их уст, и они проявляли все возвышенные Вайшнавские качества. Армия разбойников распалась, и все окрестные жители вздохнули с облегчением.

Однажды Сантош отправился омываться на реку, и там его свхатили солдаты Наваба, которые давно выслеживали его. Обычно он был окружен охраной головорезов, но теперь он был совершенно один. Сантош сдался без сопротивления. По приказу Наваба Сантоша бросили в подземелье, куда не приносили ни еды, ни воды. Но Сантош принял это как благословение Кришны. Он думал, что наконец то он может уединиться ото всех этих мирских забот и спокойно повторять Радха-Кришна мантру, которую получил от своего духовного учителя. Погрузившись в сладость святого имени, он не замечал, как идет время.

Вместе с тем, узнав о печальной участи сына, отец Сантоша объявил по всей округе, что заплатит огромные деньги тому, кто вызволит его сына. В ответ на это вызвался один человек, который сможет выкрасть Сантоша из темницы, вырыв подземный ход. Каково же было удивление Сантоша, когда однажды в его подземелье оказался какой-то человек! Этот человек сказал, что послан отцом Сантоша, и попросил его последовать за ним, чтобы выбраться на свободу. Сантош обрадовался возможности вновь увидиться с преданными и духовным учителем, но затем спросил: «Но как же ты миновал охрану?» «О, я знаю одну мантру Кали. Я дам ее тебе, и повторяя ее, мы сможем пробраться незамечанными.» Сантош ответил: «Извини, но тебе прийдется уйти. Я не могу больше повторять ни одной мантры, кроме той, что дал мне Гуру Махарадж«. Несмотря на все уговоры, этому человеку так и пришлось уйти ни с чем.

Через какое-то время по приказу Наваба, стражники к своему удивлению обнаружили, что Сантош еще жив. Тогда его, связанного привели к Навабу, который приказал бросить его под ноги бешенному слону. Разъяренный слон бросился на Сантоша и хоботом отшвырнул его на несколько метров в сторону. Сантош просто молча медитировал на лотосные стопы своего Гуру Махараджа. Слон бросился на него во второй раз. В этот момент Сантош почувствовал, что ему пришла сила от духовного учителя, и, несмотря на то, что около двух недель он ничего не ел и не пил, он вдруг с легкостью разорвал веревки, связывавшие его руки. Когда же слон подбежал к нему, Сантош схватил его за хобот и вырвал его. Слон заревел в агонии и упал, истекая кровью. Все это произошло на глазах у потрясенного Наваба и его свиты.

Когда, прийдя в себя Наваб спросил, как такое могло произойти, Сантош рассказал, как, сидя в подземелье, он вкушал сладость святого имени, и как, по милости духовного учителя, он смог одолеть бешенного слона. Потрясенный, Наваб отпустил Сантоша на свободу, одарив его своей личной мантией и другими богатствами. И первый, к кому немедленно направился Сантош, был Нароттам дас Тхакур, чтобы принести почтительные поклоны своему духовному учителю, по чьей милости он смог избавиться от неминуемой гибели. Шрила Нароттама дас Тхакур ки — джая!


Оставить комментарий