Махадьюти прабху

Махадьюти прабху родился в Канаде, присоединился к ИСККОН в ноябре 1971 года в Гонолулу (столица американского штата Гавайи), а в январе 1974 года получил первое посвящение. С лета 1974-го и до конца 1976 года – участник легендарной «библиотечной группы» Сатсварупы даса Госвами. С 1976 года – президент далласского Храма ИСККОН. С лета 1977 года в течение почти двух лет состоял в браке, но затем перешёл в ванапрастха-ашрам. С лета 1983 года переехал в Англию и занимался публичной проповедью Сознания Кришны на Сохо-стрит в Лондоне. С 1985 по 1988 годы был ответственным за проповедь в Португалии. Проповедовал в Европе и США. С октября 1992 года и до лета 1994 года, вернувшись в район Сохо в Лондоне, осуществлял менеджмент храма и кафе, проводил бхакта-программ и ежедневную харинаму в центре Лондона. Занимался писательской деятельностью в проповеднических целях. С 1996 года по лето 2007 года – президент лондонского храма ИСККОН в Сохо. В настоящее время – странствующий проповедник в странах Европы и в России.

Он строг к себе и принципиален с другими, но мягкий внутри. Он отвечает на любой сложности философские вопросы, что бывает неожиданным открытием для искателей правды.

Вот что он рассказал о начале своего духовного пути.

«В середине 60-х всех молодых людей забирали в ряды армии США. Мне также прислали повестку, но я был хиппи. Мы с друзьями носили длинные волосы, выражали протест обществу и жили в согласии с такой философией: «Если что-то и существует, то только до тех пор, пока ты в это веришь».

Мы не хотели даже думать об армии, поэтому для нас она не существовала. Постепенно, несмотря ни на что, многих моих друзей призвали в армию. Я же стал размышлять нужно ли мне это вообще.

В то время я ещё не общался с преданными, но понимал, что есть Тот, кто больше всей этой общественной системы. Рассуждая так, я однажды вспомнил историю из детства, которая впоследствии помогла мне.

Будучи ребенком шести или семи лет, я столкнулся в школе с агрессором: нашёлся один парень на год старше и намного больше меня. Он почему-то решил, что я ему не нравлюсь. Однажды на игровой площадке он решил побить меня. В тот день шёл дождь, и все вокруг было покрыто грязью. Парень просто подошёл ко мне и ударил так, что я моментально упал в грязь. Не успев понять, что же всё-таки произошло, я ощущал, что в моей голове всё завращалось кувырком. И естественно, когда человек падает, он хочет встать. Собравшись с силами, я предпринял попытку подняться, но этому парню захотелось ударить ещё раз, и вновь я оказался в грязи. Понятное дело, мне не хотелось оставаться в таком положении… Он снова применил силу, толкнув меня в грязь. Слабый и невысокий, я не мог дать ему сдачи. Пока всё это происходило, постепенно я начал понимать, что, пока лежу на земле, он не будет нападать. Я так и сделал, и через несколько минут этот парень куда-то ушёл. Я встал на ноги с полным пониманием: несмотря на то, что он массивнее и старше, мне известно о существовании Того, кто больше него. Я решил пойти к учительнице. Не знаю, что она сказала тому парню или что сделала, но он больше никогда не трогал меня.

Нам нужно вести себя подобным образом. Мы должны признать, что майя гораздо более могущественна, чем мы. Не пытайтесь собственными силами преодолеть её влияние, просто поймите, что она намного сильнее нас. А Кришна больше, чем материальная природа, и, чтобы спастись от воздействия майи, необходимо принять прибежище у лотосных стоп Кришны.

Итак, идти в армию мне не очень то хотелось. Постепенно я разочаровался даже в движении хиппи и наркотиках и понял, что хочу прийти к Богу. Кто-то посоветовал мне для этого поститься. После семинедельного поста я весил 39 кг, как двенадцатилетний ребенок, глаза мои стали огромными, и я чуть было не умер. Мне пришлось отправиться на Гавайи, чтобы восстановить здоровье. Там я и встретился с людьми из «Харе Кришна», хотя уже знал Маха-мантру и повторял её немного. Недолго думая, я решил поселиться в местном Храме.

Я провел с преданными четыре месяца, и однажды после прогулки президент Храма сообщил мне, что приходили люди из ФБР и разыскивали меня. «О-о-й!» — подумал я. С момента призыва в армию прошло уже полтора года, и я надеялся, что обо мне забыли. Полученная новость одновременно пугала и льстила мне. Я почувствовал себя очень важным преступником, раз ФБР искало меня. Осознание того, что государство потратило много денег и времени, чтобы найти незначительного юношу, доставляло определенное удовольствие, но и беспокойство тоже.

Я обратился к президенту Храма с вопросом: «Что мне делать?», и получил ответ: «Они сказали, что если ты придёшь к ним сам, то тебя накажут не так строго. Помни о том, что они искали тебя больше года. У них есть фотографии всех мест, где ты бывал, и им не составит труда поймать тебя, так что лучше тебе сдаться». Я позвонил маме сообщить о случившемся. На следующий день к воротам Храма подъехали люди из ФБР. Еще никто никогда не присылал за мной машину!

Меня повезли в участок, чтобы снять отпечатки пальцев. У меня были друзья, которые угодили в тюрьму за уклонение от воинской обязанности, и я кое-что знал об ужасах тюремной жизни. Суд предоставил мне адвоката. Он поговорил с агентами ФБР и заключил с ними сделку, что я добровольно пойду в армию, и тогда с меня снимут все обвинения и закроют дело.

Из двух зол (тюрьма или армия) я решил выбрать меньшее. Ещё одна наша идея заключалась в том, что в армии я смогу быть кем-то вроде капеллана. Однозначно, что в армии мои шансы сохранить жизнь и свободу будут выше, чем в тюрьме. Меня отпустили в Храм, потому что уже не беспокоились, что я снова убегу. Мы договорились, что они пришлют письмо, в котором будет сказано, куда и в какое время нужно явиться. Я получил его в апреле 1972 года.

В моей голове зрел план. Я начну немного издалека. В то время мало кто из преданных ИСККОН посещал Индию. Поэтому у нас не было традиционных индийских одежд, всё делали сами, просто покупая четыре метра ткани для дхоти и пять метров — для сари, использовали всё, что могли найти. Когда я получил письмо из военкомата, местные матаджи сделали для брахмачари замечательные дхоти и курты из яркого, блестящего розового полиэстера. На куртах были большие розовые пуговицы.

В день призыва я аккуратно обрил голову и обильно намазал ее маслом, поставил внушительную тилаку, облачился в новые сияющие одежды, взял с собой сумку с журналами «Обратно к Богу» с изображением Шри Шри Радхи и Кришны на обложке, прихватил с собой коробку маха-прасадного печенья от наших Божеств и отправился на призывной пункт.

Я прекрасно понимал: «Армия Соединенных Штатов такая большая, а я по сравнению с ней такой маленький. Но я знаю Того, кто больше, чем вся армия США».

И моя идея была такова, что я должен доказать Кришне, что полностью предаюсь Ему.

Придя на призывной пункт, я попал в большой кабинет, где располагалось множество администраторов и секретарей. В те дни преданные являли собой нечто удивительное для общества. В кабинете было очень шумно, все что-то печатали, переговаривались. Но когда я вошел туда, шум внезапно прекратился, и кто-то от удивления даже воскликнул: «О-о!» Такого они, конечно, не ожидали. Сразу я стал объектом внимания номер один и начал проявлять большое дружелюбие: «Харе Кришна! Рад видеть Вас. Хотите печеньку?» Человек брал прасад и моментально обретал необходимые качества, чтобы следующим шагом взять у меня журнал. Новость о моём появлении быстро разнеслась по всему зданию. Люди сами подходили ко мне, а я объяснял им то же самое, что и каждый день на санкиртане: «Смотрите, видите вот этого юношу с синеватой кожей? Это — Бог! А это — (я указывал на Шримати Радхарани) Его вечная подруга…» Все то же, что на санкиртане, — лишь в немного преувеличенной форме.

Дальше меня отправили на медосмотр. Не прекращая воспевать маха-мантру, стоя в шеренге из двадцати человек, я снял всю одежду, за исключением белья. Все в шеренге уже стояли в нижнем белье, кроме хиппи, которые белья не носили. И комиссию это нисколько не удивляло. Но когда врачи увидели мою каупину, это было слишком. Поэтому меня отправили к психиатру. Я не знал, что нужно говорить. Сев за стол, я решительно начал объяснять, что мне здесь не место. Мы говорили с психиатром в такой манере:

— Знаете, доктор, я чувствую себя здесь очень некомфортно, как мышка в логове льва.

— Ты можешь это подробнее объяснить?

— Подумайте, пожалуйста, вот о чём. Я — вегетарианец. Думаю, Вы согласитесь, что существует большая разница между теми, кто ест овощи, и теми, кто ест животных.

— Согласен, — сказал он.

— Но между тем, чтобы есть животных и есть людей, разницы практически нет. И я уверен, что все люди здесь не вегетарианцы. Каким будет их следующий шаг по отношению ко мне? Посмотрите на меня, я такой молодой, упитанный, как говорится, в самом соку, а эти ребята так на меня странно смотрят, что не вызывают к себе никакого доверия. И честно говоря, доктор, мне кажется, что я не впишусь в армию Соединенных Штатов.

— Знаешь, мне кажется, что ты прав, — сообщил мне психиатр и отправил к гражданскому коллеге. Там история повторилась, гражданский врач подтвердил диагноз, и меня отправили в Храм. Через несколько недель мне выдали особый сертификат, в котором говорилось, что я психически не годен для службы в рядах армии США. Так что служить я не пошёл. У меня была полная уверенность в том, что Кришна намного больше армии США, что мне нечего бояться, и это подтвердилось. Моей задачей было с полным желанием и решимостью показать Кришне, что я принимаю прибежище только у Него.

Если мы убедим Кришну в том, что полностью зависим от Его защиты, а не от множества материальных вещей, тогда Он Сам встанет на нашу сторону и защитит нас.

Шрила Прабхупада говорил: «Когда вы выходите распространять книги, вы должны быть подобны кшатриям». И тогда один преданный подошёл к нему и задал вопрос: «Что делать, если у нас не берут книги?»

Прабхупада ответил: «Просто продолжай выполнять свой долг так, как будто всё зависит только от тебя, но с полным пониманием, что всё подчиняется только воле Господа Шри Кришны».

Поэтому первое, что необходимо сделать с утра, перед тем как ум получит шанс контролировать нашу жизнь, — это начать повторять внимательно: «Харе Кришна, Харе Кришна…», это первая битва, в которой мы участвуем. Надо радоваться тому, что возможность сражаться приходит к нам сама. На протяжении всего дня будут возникать какие-то битвы, и преданный должен прикладывать усилия для достижения наилучшего результата. Нужно все-таки понимать, что чистый преданный видит возможности для развития во всём, что бы с ним ни случилось. Мы не должны весь день причитать: «У нас есть такая то проблема и ещё множество других проблем», наше сознание должно быть сосредоточено на том, чтобы сильнее ощутить заботу Кришны и Его непосредственное участие в нашей жизни. А это произойдёт, только если мы отбросим чувство своей независимости и будем показывать Ему, что находим прибежище в Нём, а не в материальных вещах.

В Англии, время от времени возникали некоторые проблемы с правительством. Я убедился со временем, когда приехал в Европу, что в Америке у граждан и у преданных было больше свобод.

В начале 70-х в Лондоне преданные ходили на Харинамы практически ежедневно. Это являлось единственным занятием, так как книг ещё не было. Выходили воспевать в 12 часов, а возвращались — в 18.

Утром мы очень быстро омывались, потому что президент Храма не признавал мыла и горячей воды. Потом все убирали храм и шли на харинаму, на Оксфорд-стрит. Каждый день преданные подвергались арестам, платили штрафы, и на следующий день история повторялась. Причиной этого было то, что у вайшнавов были свои нормы, а у полиции — свои. Даже пришлось разработать такую технику: возле группы харинамы всегда шёл один преданный в гражданском, который давал знак при приближении полиции, и мы бежали врассыпную. Таким образом, они не могли поймать всех. Но иногда кого-то всё же ловили и судили.

«Что Вы можете сказать в свою защиту?» — спрашивал судья, в ответ на что преданный читал лекцию по «Шримад-Бхагаватам», и все были вынуждены сидеть и слушать. Судья, обращаясь к полицейским, говорил: «Зачем вы приводите этих людей сюда? Они никому не доставляют беспокойств».

Конечно, сейчас уже все нормализовалось. В среде английских политиков у ИСККОН стало больше друзей. Несколько лет назад пятеро членов Парламента участвовали в фестивале Ратха-ятры под проливным дождём. Они подметали дорогу перед колесницей Господа Джаганнатхи. Они, конечно, это делают из соображений дипломатии, так как знают, что в Англии очень сильная индийская диаспора, и ИСККОН занимает в ней выдающееся положение. Тем не менее, уже стало традиционным ежегодное празднование Джанмаштами в здании Парламента, во время которого видные политические деятели кланяются маленькому мурти Господа и говорят: «Джай Шри Кришна!»

Очевидно, что ситуация изменилась. Мы должны полностью положиться на Кришну и помнить о том, что Он нам помогает. На духовном пути будут проверки. Например, вроде десятилетней битвы за Бхактиведанта-Мэнор, когда нас пытались выгнать оттуда. В итоге, преданные под видом акции протеста организовали Харинаму возле здания Правительства и пригласили туда всех желающих поддержать нас. На эту Харинаму пришло около тридцати тысяч человек, и всё разрешилось в нашу пользу.

Когда вы пытаетесь распространять Сознание Кришны в царстве майи, ожидайте, что люди будут страшиться потерять своё высокопоставленное положение, свои выгоды и удовольствия. Мы должны ежедневно готовиться к битве, внимательно воспевая Харе Кришна и изучая книги Шрилы Прабхупады.

Я распространял книги Шрилы Прабхупады в нескольких группах. С начала ноября 1974 года в течение двух лет я ездил со знаменитой группой, в которую входили: Гханашьям прабху, который впоследствии стал Е. С. Бхакти Тиртхой Свами, Сухотра прабху, который стал Е. С. Сухотрой Махараджем, Калакантха прабху, который сейчас является инициирующим Гуру в Америке. Я также распространял с Прагхошем прабху, который был и остается очень мощным распространителем, Шриманом Вайшешикой прабху, Е. С. Трипурари Свами и Шриманом Шешей прабху, который сейчас стал одним из членов Джи-Би-Си. Во главе этой группы стоял Е. С. Сатсварупа дас Госвами.
Нас всегда объединяло служение Шриле Прабхупаде, которое нас объединяло. Несмотря ни на какие различия между членами группы, Прабхупада всегда оставался для нас источником сил и той личностью, которой мы хотели доставить удовольствие нашим распространением книг. Все любили шрилу Прабхупаду и всех нас объединяла Санкиртана.

Мы распространяли журналы «Обратно к Богу», затем брошюры «Учение Прахлады Махараджа», маленькую книгу «Сознание Кришны — высшая ступень йоги», в 1973-74 годах нам прислали «За пределами рождения и смерти», «Легкое путешествие на другие планеты», «Нектар преданности», небольшую книгу «Пять аспектов Господа Чайтаньи» (это была седьмая глава Ади-лилы «Чайтанья-чаритамриты»), а потом вышла книга «Кришна — Верховная Личность Бога». Получали их в огромных количествах для распространения на улицах. Постепенно появлялось все больше и больше наименований книг Прабхупады.»


Оставить комментарий