Принципы руководства в ИСККОН

Подобно тому, как Кришна проявляет свою вечную обитель Вриндаван-дхаму в этом мире, ИСККОН также является представительством духовного мира здесь на Земле. Представляя изначальное движение Санкиртаны Господа Чаитаньи в вечной Навадвипа-дхаме и будучи вечным и неизменным, он вместе с тем проявляется здесь в пространстве, времени и определенном окружении. Хотя реальная жизнь ИСККОН не вписывается чисто в формальные организационные рамки — мы уже отмечали, что ИСККОН — это общество, в котором существенную роль играют неформальные отношения — тем не менее организационная структура является важной неотъемлимой частью движения Шрилы Прабхупады.

Внешне выглядит, что организационные структуры ИСККОН действуют подобно любым другим организациям. Но разница в том, что материалисты используют материальную природу в тщетных попытках реализовать свои планы достижения чувственного удовлетворения, а преданные понимют план Господа, сотрудничают с Ним и по Его желанию занимают материальную природу в служении Ему. Это принципиально важно: действовать не в соответствии со своими планами, а в реальности понимать план Кришны и действовать в соответствии с ним. Но для этого требуется достаточная духовная зрелость.

Поскольку ИСККОН это особое духовное общество, то чрезвычайно важно подчеркнуть принципы духовного руководства, лежащие в его основе. Их четыре:

1. Самое главное, на чем держится вся организация ИСККОН — это чистота духовных принципов и практики ее лидеров всех уровней. Мы никогда не сможем побудить кого-либо бескорыстно посвятить свою жизнь единственной цели удовлетворения Господа и сотрудничать, если сами не будем иметь такой единственной цели, и сами не будем с энтузиазмом следовать всем наставлениям духовного учителя и Кришны. Все эти наставления содержатся в книгах Шрилы Прабхупады (поэтому, кстати, чрезвычайно важно изучать книги Шрилы Прабхупады по меньшей мере час в день).

Мы можем быть несовершенны и находиться на разных уровнях духовного развития, но именно видя нашу упорную решимость следовать высшим идеалам чистого преданного служения, развивать в себе качества подлинного Ваишнава и служить всем Ваишнавам — будут создавать ту атмосферу любви и доверия, на которой держится ИСККОН. Как говорит Господь Чаитанья в Чаитанья Чаритамрите: «Преданный своим поведением проповедует суть всех религиозных принципов».

2. Таким образом мы подошли к следующему принципу руководства в ИСККОН — это забота и служение Ваишнавам. Кришна говорит Уддхаве, что преданные — это самое дорогое, что у Него есть. Они дороже для него чем Господь Брахма, Господь Шива, Господь Санкаршана, Богиня Процветания и даже Он Сам. Поэтому служение Ваишнавам, дружба между Ваишнавами, основанная на стремлении удовлетворить Кришну, слушая о Нем, беседуя о нем и занимаясь практической деятельностью для Его удовлетворения — это второй принцип управления в сознании Кришны.

3. Когда имеется прочный фундамент личной чистоты и доверительных взаимоотношений между преданными, то на передний план выступают профессиональные навыки — профессиональная компетентность, умение внимательно слушать и доходчиво излагать свою позицию, разрешать конфликтные ситуации, умение грамотно договариваться друг с другом, проясняя все взаимные ожидания, умение обучать других. Одно из 26 качеств преданных это дакша, компетентность, которое Шрила Прабхупада объяснял так: «Преданнй должен знать понемногу обо всем, и все о немногом». Некомпетентность может свести на нет искренние усилия многих преданных. Поэтому мы учимся использовать материальные навыки и ресурсы как можно более мудро и профессионально для расширения миссии Шрилы Прабхупады — и вместе с тем, не привязываясь к ним и сохраняя свое положение слуги слуги слуги… В реальности часто компетентности не хватает, но Кришна Сам помогает искреннему преданному: «для тех, кто поклоняется Мне с любовью и преданностью, Я охраняю то, что у них имеется, и даю то, чего им не достает».

4. Каждый раз начинать какое-то дело заново всегда очень сложно. Это требует больших затрат энергии и ресурсов. Но когда процесс отлажен, то та же деятельность отнимает гораздо меньше усилий и внимания, и позволяет нам лучше сосредоточиться на Кришне. В окружающем нас обществе действуют разнообразные системы и традиции, которые поддерживают буквально все — от оплаты проезда в транспорте до правил нравственности и общественного поведения. Мы знаем по своему опыту, что когда эти системы и традиции ломаются, это приводит большим неудобствам и беспокойствам. А когда они хорошо отлажены, то они защищают нас от потрясений связанных с приходом или уходом конкретных лидеров, стихийных бедствий, внутренних конфликтов, экономических потрясений и т.д. Не даром Шрила Прабхупада всегда был противником частых перемен без особой на то необходимости.

Поэтому в соответствии с тем же принципом практичности мы развиваем в ИСККОН организационные структуры и системы, позволяющие распространять послание сознания Кришны, заботиться о потребностях людей и решать их проблемы, возникающие в процессе преданного служения. К ним относятся, например, системы образования, коммуникации, управления, а также менее формальные вещи, такие как, традиции и общественное мнение. Например, у нас есть система отчетности за распростанение книг, система рекомендаций для получение посвящения, а также такие традиции, как Декабрьский Марафон Шрилы Прабхупады и ориентация на принципы варнашрамы в социальной сфере. Мы стараемся делать эти структуры способными выживать, совершенствоваться, адаптироваться и сохранять свои ценности в изменяющихся внешних и внутренних условиях на протяжении ближайших 10,000 лет — ибо столько, согласно предсказаниям священных писаний, предстоит продлиться Золотому Веку Господа Чаитаньи.

Таковы четыре принципа, на которых строится управление в ИСККОН: от личной чистоты и примера сознания Кришны — к доверительным Ваишнавским взаимоотношениям — к профессионализму в служении — к поддерживающим структурам и системам.


Оставить комментарий